Какая музыка бывает по характеру? Едва ли на этот вопросик найдётся однозначный ответ. Дедушка советской музыкальной педагогики Дмитрий Борисович Кабалевский полагал, что музыка держится на «трёх китах» ‑ это песня, марш и танец .
В принципе, Дмитрий Борисович был прав, под такую классификацию может попасть любая мелодия. Но мир музыки настолько многообразен, наполнен тончайшими эмоциональными нюансами, что характер музыки не является чем-то статичным. В одном и том же произведении очень часто переплетаются и сталкиваются темы, абсолютно по характеру противоположные. На таком противопоставлении основано строение всех сонат и симфоний, да и большинства других музыкальных произведений.
Возьмём, к примеру, всем известный Траурный из си-бемольной сонаты Шопена. Эта музыка, вошедшая в похоронный ритуал многих стран, в нашем сознании стала неразрывно связана с тяжёлой утратой. Основная тема полна безнадёжного горя и тоски, но в средней части вдруг возникает мелодия совершенно другого характера – светлая, как бы утешающая.
Закончить хочется словами Толстого из «Крейцеровой сонаты»:
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ
Мелодия
«Мелодия всегда будет самым чистым выражением человеческой мысли»
Ш. Гуно
Богаты и разнообразны выразительные средства музыки. Если художник в рисунке и красках, скульптор в дереве или мраморе, а писатель и поэт в словах воссоздают картины окружающей жизни, то композиторы делают это с помощью музыкальных инструментов. В отличие от звуков немузыкальных (шум, скрежет, шорох). Музыкальные звуки имеют точную высоту и определенную длительность. Кроме того, они могут иметь различную окраску, звучать громко или тихо, исполняться быстро или медленно. Метр ритм, лад и гармония, регистр и тембр, динамика и темп – это все выразительные средства музыкального искусства.
Главное из средств музыкальной выразительности - МЕЛОДИЯ. Она является основой всякого произведения. П. И. Чайковский, этот великий создатель мелодий, говорил: «Мелодия – душа музыки». Ибо где, как не в ней – то светлой и радостной, то тревожной и сумрачной – слышатся нам человеческие надежды, печали, тревоги, раздумья…»
Слово «мелодия» произошло от двух слов - melos - песнь, и ode - пение. Мелодия – это одноголосно выраженная музыкальная мысль. В общем, мелодия - это то, что мы с вами можем пропеть. Даже если мы не запомнили всю ее целиком, мы напеваем отдельные ее мотивы, фразы. Ведь в музыкальной речи, так же как и в речи словесной, есть и предложения, и фразы. Несколько звуков образуют мотив - маленькую частицу мелодии. Несколько мотивов составляют фразу, а фразы образуют предложения.
Народное музыкальное творчество – неисчерпаемая сокровищница замечательных мелодий. Лучшие песни народов мира отличаются красотой и выразительностью.
Вот, например, русская народная песня «Ай, во поле липенька» . Ее мелодия легка и изящна. Подвижный темп, плавное движение, светлая мажорная окраска помогают выразить радостное настроение, ощущение молодости и счастья.
Иной характер мелодии в песне «Ах ты, ноченька» . Печальное настроение девушки сравнивается здесь с осенней темной ноченькой. Неторопливо течет широкая мелодия в минорном ладу.
«Серенада» Ф. Шуберта – одна из самых проникновенных лирических мелодий, созданных для голоса. Как и любая другая серенада, она поется ночью в честь возлюбленной…
В мелодии «Серенады» мы угадываем все чувства, которыми живет сердце возлюбленного в этот ночной час; и нежную грусть, и томление, и надежду на скорую встречу. Наверное «серенада» Шуберта – о счастливой любви: наступит день, влюбленные встретятся, и все же ее мелодия открывает нам очень многое – то, чего нет в словах и о чем вообще рассказать очень трудно. Молодость, возлюбленная, ночная песня, летящая к ней, - вот содержание произведения, в котором перечислено все, кроме самого главного. Главное же заключено в мелодии, рассказывающей нам о том, как много печали даже в самой счастливой любви и как может быть печален человек даже в своей радости.
Немало на свете и веселых мелодий, рожденных в минуты радости или дни праздников. Даже среди серенад – большей частью грустных и задумчивых – можно найти жизнерадостные и подвижные мелодии, полные очарования и оптимизма. Кому не знакома прелестная и грациозная «Маленькая ночная серенада» В. А. Моцарта , мелодия которой полна света и обаяния праздничной ночи!
В Вене XVIII века было принято устраивать небольшие ночные концерты под окнами того человека, которого хочешь отметить вниманием. Разумеется, смысл музыки, исполнявшейся в его честь, был вовсе не лирическим и не сокровенным, как в любовной серенаде, а скорее забавным и чуть озорным. Поэтому в таком ночном концерте учувствовало несколько человек – ведь радость объединяет людей! Для исполнения серенады Моцарта требовался струнный оркестр – собрание виртуозных и выразительных инструментов, так волшебно певших в тишине венской ночи.
Мелодия «Маленькой ночной серенады» пленяет тонкостью и изяществом; слушая ее, мы не думаем о том, что это всего лишь бытовая музыка, написанная по заказу для ночного концерта. Напротив, в ее звуках живет для нас облик старой Вены, необычайно музыкального города, где днем и ночью можно было услышать то чудесное пение, то игру на скрипке, причем даже самая легкая музыка была необыкновенно прекрасной – ведь ее писал Моцарт!
Очарованный светлыми моцартовскими мелодиями, русский певец Ф. Шаляпин так выразил свое отношение к великому венскому классику: «Идешь в дом, простой, без лишних украшений, уютный, большие окна, море света, кругом зелень, все приветливо, и тебя встречает радушный хозяин, усаживает тебя, и так хорошо себя чувствуешь, что не хочешь уходить. Это Моцарт».
В этих искренних словах отражена лишь одна сторона музыки Моцарта – та, что связана с самыми светлыми образами и настроениями. Но, пожалуй, во всей многовековой истории музыки не найдешь композитора, чьи мелодии были бы только радостными и гармоничными. И это закономерно: ведь жизнь никогда не бывает только светлой, только ясной, в ней неизбежны утраты и разочарования, ошибки и заблуждения.
Именно в искусстве наиболее ярко проявляют себя те чувства и раздумья, которыми живет человек.
И поэтому не стоит удивляться, когда тот же самый Моцарт, написавший «Маленькую ночную серенаду», тот Моцарт, которого композитор А. Рубинштейн называл Гелиосом – богом солнца музыки, о котором восклицал: «Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт!» - создает одно из самых скорбных во всем мировом искусстве сочинений – свой Реквием.
Умирающий композитор, последние месяцы своей жизни посвятивший этому произведению, так написал о нем в одном из своих писем: «Передо мной моя погребальная песнь. Не могу оставить ее незавершенной».
Реквием был заказан Моцарту неким незнакомцем, одетым во все черное, который однажды постучался в дом композитора и передал этот заказ как поручение очень важного лица. Моцарт с увлечением принялся за работу, в то время как болезнь уже подтачивала его силы.
Душевное состояние Моцарта в период над Реквиемом с огромной драматической силой передал А. С. Пушкин в маленькой трагедии «Моцарт и Сальери».
Мне день и ночь покоя не дает мой черный человек.
За мною всюду как тень он гонится.
Вот и теперь мне кажется, он с нами сам – третий сидит.
Моцарт не успел завершить свой Реквием. Незаконченные разделы после смерти композитора были дописаны его учеником Ф. Зюсмайром, который был досконально посвящен Моцартом в замысел всего сочинения.
Моцарт остановился вначале «Lacrimosa», дальше он не мог уже продолжать. В этой части, входящей в кульминационную зону сочинения, после гнева, ужаса, мрака предшествующих частей наступает состояние возвышенной лирической скорби. Мелодия «Lacrimosa» («Слезный день») основана на интонации вздоха и плача, одновременно являя образец глубокой искренности и благородной сдержанности чувства.
Рождественская музыкальная сказка Чайковского полна прекрасных ярких мелодий: то напряженно-драматических, то тихих и нежных, то песенных, то танцевальных. Можно даже сказать, что музыка в этом балете достигла своей предельной выразительности – так убедительно и достоверное повествует она о событиях возвышенной и трогательной сказки Гофмана.
Несмотря на обращение к сказочному сюжету из немецкой литературы, музыка «Щелкунчика» глубоко русская, как и вообще музыка Чайковского. И новогодние танцы, и волшебные картины зимней природы – все это в балете проникнуто интонациями, близкими и понятными каждому человеку, выросшему в России, в атмосфере ее культуры, музыки и обычаев. Не случайно сам П. Чайковский признавался: «Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку Русь… Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи».
Слушая мелодию Па-де-де из балета «Щелкунчик», удивляешься, как много в музыке от живой выразительности человеческой речи! Наверное, в этом ее свойстве снова и снова обнаруживает себя происхождение мелодии от интонации человеческого голоса. Ей доступны малейшие оттенки – и вопрос, и восклицание, и даже многоточие…
Вслушайтесь в интонационное развитие музыки этого фрагмента – и вы убедитесь, что в нем присутствует все многообразие эмоционального высказывания. Но есть в ней и то, о чем великий романтик Г. Гейне сказал: «Где кончаются слова, там начинается музыка». Может быть, правота этих слов особенно очевидна, если речь идет о мелодии: ведь именно мелодия ближе всего к интонации живой речи. И все же – разве можно содержание мелодии передать словами? Вспомните, как трогательна, как необыкновенно выразительна «Мелодия» («Жалоба Эвридики») из оперы К. Глюка «Орфей и «Эвридика» и как о многом может сказать она, не прибегая к словам.
В данном фрагменте композитор обратился к чистой мелодии – и эта мелодия сама по себе сумела завоевать весь мир!
Не следует ли из сказанного, что мелодия – это язык, который близок и понятен всем – людям, жившим в различные времена, говорящим на разных языках, детям и взрослым? Ведь для любого человека одинаково выражается радость, и печаль человеческая везде одинакова, и ласковые интонации никогда не спутаешь с грубыми и повелительными, на каком бы языке они не звучали. И если мы носим в себе дорогие нам образы и надежды, то в минуты, когда звучит волнующая нас мелодия, они становятся более яркими, живыми, осязаемыми.
Не означает ли это, что мелодия угадывает нас самих – наши затаенные чувства, наши невысказанные мысли? Ведь не случайно говорят: «струны души», когда хотят обозначить то, что дает нам возможность воспринимать и любить безграничную прелесть окружающего мира.
Подведем итоги:
1. Что такое мелодия, и какой она бывает?
2. В каких музыкальных жанрах чаще всего господствует мелодия?
3. Вспомните несколько мелодий, в которых бы выражались различные интонации: грустная, ласковая, веселая и т. д.
4. Как вы понимаете слова П. Чайковского: «мелодия – душа музыки»?
5. Как содержание музыки влияет на характер мелодии?
Презентация
В комплекте:
1. Презентация: 17 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
«Ах ты, ноченька», русская народная песня (в исполнении Дмитрия Хворостовского), mp3;
«Ах ты, ноченька», русская народная песня (в исполнении мужского хора Санкт-Петербургского подворья монастыря Оптиной Пустыни), mp3;
«Ах ты, ноченька», русская народная песня (в исполнении Фёдора Шаляпина), mp3;
Глюк. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика», mp3;
«Ай, во поле липонька», русская народная песня (в исполнении Сергея Лемешева), mp3;
Моцарт. Маленькая ночная серенада, mp3;
Моцарт. Реквием «Lacrimosa» («Слезный день»), mp3;
Чайковский. Па-де-де из балета «Щелкунчик», mp3;
Шуберт. Серенада, mp3;
3. Статья, docx.
Мелодия и её типы Давайте попробуем ответить на простой детский вопрос: что такое мелодия? - Мелодия - это… музыка! Но музыка состоит не только из мелодий, но и из многого другого. Между прочим, бывает музыка и без мелодии. И какая музыка! - Мелодия - это… песня! Но не только в песнях есть мелодии. - Мелодия - это… это… мотив! Это распространённая ошибка. Настоящий музыкант никогда не назовёт мелодию мотивом. Когда мы говорим, мы произносим не просто набор любых непонятных слов, а именно то, что хотим сказать. То, о чём подумали. Когда мы говорим, мы высказываем свои мысли. Или пересказываем чьи-нибудь. А музыка - ведь это тоже язык. И музыкальным языком тоже высказывают мысли. Но мысли музыкальные. Для того, чтобы нашу мысль поняли другие, её нужно высказать понятно - то есть развить и довести до точки. Только такая, развитая и законченная музыкальная мысль становится мелодией. Но музыкальную мысль можно выразить разными способами. Например, цепочкой аккордов. Будет ли это мелодией? Нет. Как мы помним, в аккорде как минимум три голоса. А то и четыре, и шесть. А в мелодии может быть только один голос. Потому что Мелодия (по-гречески «напев») – музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Теперь мы точно знаем, что такое мелодия. Иногда музыка состоит только из мелодии. Часто такие «одинокие» мелодии встречаются в народных песнях. Мелодии бывают разные: вокальные – те, которые поют или их легко спеть. Инструментальные – те, которые сочиняют для исполнения на каком-либо музыкальном инструменте. Их часто сложно спеть так как они могут быть сложными, звучать в высоком регистре или слишком быстром темпе. Мелодия может звучать одна и с сопровождением. Сопровождение мелодии называется аккомпанемент (по-французски «сопровождение»). В музыке встречаются два основных типа мелодии: кантилена и речитатив. Кантилена (по-итальянски «пение») – напевная, плавная мелодия. Для кантилены характерны слоговые распевы, в которых одна гласная может распеваться на пять-шесть разных музыкальных звуков. Музыкальные фразы в кантилене могут не совпадать с фразами текста. Кантилена может быть вокальной и инструментальной. Речитатив (от латинского «речитаре» - «читать вслух») – это музыкальная декламация, пение на слова без рифмы. Речитатив часто напоминает разговорную речь. Речитатив (от итальянского «recitare» - декламировать) - тип мелодии, который приближается к речевой интонации. Речитативы могут быть не только вокальные, но и инструментальные (естественно, без слов). Итак, что же вы узнали? 1. 2. 3. 4. Что такое мелодия? Какой тип мелодии называют вокальной, а какой инструментальной? Что такое кантилена? Что такое речитатив. А теперь ваше домашнее задание: заполните табличку, предварительно прослушав указанные в ней музыкальные произведения. Произведение М.И. Глинка «Жаворонок» С.В. Рахманинов «Вокализ» С.В. Рахманинов «Итальянская полька» Ф. Шопен Прелюдия №28 Вид мелодии (вокальная или инструментальная) Тип мелодии (кантилена или речитатив)
Мело
дия.
Типы мелодического движения. Теория музыки
Мело дия (от греч. melodí a - пение, напев, песня, мелодия) - одноголосно выраженная музыкальная мысль. С древнейших времен до наших дней в пении, в мелодии находил отражение душевный мир человека.
Мелодия сохраняет следы своей изначальной связи с речью, стихом, телодвижением (древнее искусство отличалось синкретичностью - совмещало в одновременности и пение, и танец, и игру на музыкальных инструментах, и театрализованное зрелище). Подобно речи, мелодия представляет собой обращение к слушателю с целью воздействия на него, оперирует звуковым материалом; выразительность мелодии опирается на определённый эмоциональный тонус, на такие общие с речью средства, как высота звука, ритм, громкость, темп, тембровые нюансы и т.д., а также на динамику их изменений . «Речевая и чисто музыкальная интонация - ветви одного звукового потока» (Б. В. Асафьев).
Мелодия - «самая существенная сторона музыки » (С. С. Прокофьев), простейшая и первичная её форма, главный её элемент, вбирающий в себя выразительный эффект многих других: лада, гармонии, метра, ритма, логических связей между частями композиции и т.д. Весь этот богатый комплекс элементов музыки в одноголосном выражении и воспринимается как мелодия .
Наиболее специфический компонент мелодии - мелодическая линия. Подъёмы и спады в мелодической линии могут рассматриваться как отражение породившего М. душевного движения (движение вверх связывается с эмоциональным подъёмом, вниз - с успокоением ). Естественное взаимоотношение между энергией линии и направленностью мелодического движения обусловливает древнейшую модель мелодии - нисходящую линию, начинающуюся с высокого звука (Л. А. Мазель называет ее «вершина - источник») и завершающуюся спуском или падением к нижнему устою.
Итак, существуют следующие типы мелодического движения.
По направлению мелодического движения :
1) Нисходящее движение (Рахманинов Симфония №3, II часть, Чайковский "Евгений Онегин" - Ария Ленского "Что день грядущий мне готовит?")
2) Восходящее движение (Чайковский "Баркарола" из "Времен года", Бетховен "Патетическая соната", I часть, гп)
3) Волнообразное движение (Рахманинов Концерт №3, I часть, гп)
По интервальному строению:
1) Плавное движение (Шопен Вальс №9 Ля-бемоль мажор)
2) Скачкообразное движение (Чайковский Увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта пп). Такие мелодии называют "мелодиями широкого дыхания".
3) Смешанное движение бывает 2-х видов:
а)скачок с заполнением - с плавным движением в противоположном направлении (Римский-Корсаков "Царская невеста" Ария Марфы из II действия "Как теперь гляжу");
б)движение мелодии по звукам аккорда (Прокофьев балет "Ромео и Джульетта", танец рыцарей, Шопен Мазурки op 68 №2, №3)
Мелодия. Типы мелодического движения. Теория музыки.