Примеры перевода чисел в различные системы счисления
Пример №1
Переведем число 12 из десятичной в двоичную систему счисления
Решение
Переведем число 12 10 в 2-ичную систему счисления, при помощи последовательного деления на 2, до тех пор, пока неполное частное не будет равно нулю. В результате будет получено число из остатков деления записанное справа налево.
12 | : | 2 | = | 6 | остаток: 0 |
6 | : | 2 | = | 3 | остаток: 0 |
3 | : | 2 | = | 1 | остаток: 1 |
1 | : | 2 | = | 0 | остаток: 1 |
Пример №2
Переведем число 12.3 из десятичной в двоичную систему счисления
12.3 10 = 1100.010011001100110011001100110011 2
РешениеПереведем целую часть 12 числа 12.3 10 в 2-ичную систему счисления, при помощи последовательного деления на 2, до тех пор, пока неполное частное не будет равно нулю. В результате будет получено число из остатков деления записанное справа налево.
12 | : | 2 | = | 6 | остаток: 0 |
6 | : | 2 | = | 3 | остаток: 0 |
3 | : | 2 | = | 1 | остаток: 1 |
1 | : | 2 | = | 0 | остаток: 1 |
Переведем дробную часть 0.3 числа 12.3 10 в 2-ичную систему счисления, при помощи последовательного умножения на 2, до тех пор, пока в дробной части произведения не получиться ноль или не будет достигнуто необходимое количество знаков после запятой. Если в результате умножения целая часть не равна нулю, тогда необходимо заменить значение целой части на ноль. В результате будет получено число из целых частей произведений, записанное слева направо.
0.3 | · | 2 | = | 0 .6 |
0.6 | · | 2 | = | 1 .2 |
0.2 | · | 2 | = | 0 .4 |
0.4 | · | 2 | = | 0 .8 |
0.8 | · | 2 | = | 1 .6 |
0.6 | · | 2 | = | 1 .2 |
0.2 | · | 2 | = | 0 .4 |
0.4 | · | 2 | = | 0 .8 |
0.8 | · | 2 | = | 1 .6 |
0.6 | · | 2 | = | 1 .2 |
0.2 | · | 2 | = | 0 .4 |
0.4 | · | 2 | = | 0 .8 |
0.8 | · | 2 | = | 1 .6 |
0.6 | · | 2 | = | 1 .2 |
0.2 | · | 2 | = | 0 .4 |
0.4 | · | 2 | = | 0 .8 |
0.8 | · | 2 | = | 1 .6 |
0.6 | · | 2 | = | 1 .2 |
0.2 | · | 2 | = | 0 .4 |
0.4 | · | 2 | = | 0 .8 |
0.8 | · | 2 | = | 1 .6 |
0.6 | · | 2 | = | 1 .2 |
0.2 | · | 2 | = | 0 .4 |
0.4 | · | 2 | = | 0 .8 |
0.8 | · | 2 | = | 1 .6 |
0.6 | · | 2 | = | 1 .2 |
0.2 | · | 2 | = | 0 .4 |
0.4 | · | 2 | = | 0 .8 |
0.8 | · | 2 | = | 1 .6 |
0.6 | · | 2 | = | 1 .2 |
Пример №3
Переведем число 10011 из двоичной системы в десятичную систему счисления
Решение
Переведем число 10011 2 в десятичную систему счисления, для этого сначала запишем позицию каждой цифры в числе с права налево, начиная с нуля
Каждая позиция цифры будет степенью числа 2, так как система счисления 2-ичная. Необходимо последовательно умножить каждое число 10011 2 на 2 в степени соответствующей позиции числа и затем сложить с последующим произведением следующего числа в степени соответствующей его позиции.
10011 2 = 1 ⋅ 2 4 + 0 ⋅ 2 3 + 0 ⋅ 2 2 + 1 ⋅ 2 1 + 1 ⋅ 2 0 = 19 10
Пример №4
Переведем число 11.101 из двоичной системы в десятичную систему счисления
11.101 2 = 3.625 10
РешениеПереведем число 11.101 2 в десятичную систему счисления, для этого сначала запишем позицию каждой цифры в числе
Каждая позиция цифры будет степенью числа 2, так как система счисления 2-ичная. Необходимо последовательно умножить каждое число 11.101 2 на 2 в степени соответствующей позиции числа и затем сложить с последующим произведением следующего числа в степени соответствующей его позиции.
11.101 2 = 1 ⋅ 2 1 + 1 ⋅ 2 0 + 1 ⋅ 2 -1 + 0 ⋅ 2 -2 + 1 ⋅ 2 -3 = 3.625 10
Пример №5
Переведем число 1583 из десятичной системы в шестнадцатеричную систему счисления
1583 10 = 62F 16
РешениеПереведем число 1583 10 в 16-ичную систему счисления, при помощи последовательного деления на 16, до тех пор, пока неполное частное не будет равно нулю. В результате будет получено число из остатков деления записанное справа налево.
1583 | : | 16 | = | 98 | остаток: 15, 15 = F |
98 | : | 16 | = | 6 | остаток: 2 |
6 | : | 16 | = | 0 | остаток: 6 |
Пример №6
Переведем число 1583.56 из десятичной системы в шестнадцатеричную систему счисления
1583.56 10 = 62F.8F5C28F5C28F5C28F5C28F5C28F5C2 16
РешениеПереведем целую часть 1583 числа 1583.56 10 в 16-ичную систему счисления, при помощи последовательного деления на 16, до тех пор, пока неполное частное не будет равно нулю. В результате будет получено число из остатков деления записанное справа налево.
1583 | : | 16 | = | 98 | остаток: 15, 15 = F |
98 | : | 16 | = | 6 | остаток: 2 |
6 | : | 16 | = | 0 | остаток: 6 |
Переведем дробную часть 0.56 числа 1583.56 10 в 16-ичную систему счисления, при помощи последовательного умножения на 16, до тех пор, пока в дробной части произведения не получиться ноль или не будет достигнуто необходимое количество знаков после запятой. Если в результате умножения целая часть не равна нулю, тогда необходимо заменить значение целой части на ноль. В результате будет получено число из целых частей произведений, записанное слева направо.
0.56 | · | 16 | = | 8 .96 |
0.96 | · | 16 | = | 15 .36, 15 = F |
0.36 | · | 16 | = | 5 .76 |
0.76 | · | 16 | = | 12 .16, 12 = C |
0.16 | · | 16 | = | 2 .56 |
0.56 | · | 16 | = | 8 .96 |
0.96 | · | 16 | = | 15 .36, 15 = F |
0.36 | · | 16 | = | 5 .76 |
0.76 | · | 16 | = | 12 .16, 12 = C |
0.16 | · | 16 | = | 2 .56 |
0.56 | · | 16 | = | 8 .96 |
0.96 | · | 16 | = | 15 .36, 15 = F |
0.36 | · | 16 | = | 5 .76 |
0.76 | · | 16 | = | 12 .16, 12 = C |
0.16 | · | 16 | = | 2 .56 |
0.56 | · | 16 | = | 8 .96 |
0.96 | · | 16 | = | 15 .36, 15 = F |
0.36 | · | 16 | = | 5 .76 |
0.76 | · | 16 | = | 12 .16, 12 = C |
0.16 | · | 16 | = | 2 .56 |
0.56 | · | 16 | = | 8 .96 |
0.96 | · | 16 | = | 15 .36, 15 = F |
0.36 | · | 16 | = | 5 .76 |
0.76 | · | 16 | = | 12 .16, 12 = C |
0.16 | · | 16 | = | 2 .56 |
0.56 | · | 16 | = | 8 .96 |
0.96 | · | 16 | = | 15 .36, 15 = F |
0.36 | · | 16 | = | 5 .76 |
0.76 | · | 16 | = | 12 .16, 12 = C |
0.16 | · | 16 | = | 2 .56 |
Пример №7
Переведем число A12DCF из шестнадцатеричной системы в десятичную систему счисления
A12DCF 16 = 10563023 10
РешениеПереведем число A12DCF 16 в десятичную систему счисления, для этого сначала запишем позицию каждой цифры в числе с права налево, начиная с нуля
Каждая позиция цифры будет степенью числа 16, так как система счисления 16-ичная. Необходимо последовательно умножить каждое число A12DCF 16 на 16 в степени соответствующей позиции числа и затем сложить с последующим произведением следующего числа в степени соответствующей его позиции.
2
A12DCF.12A 16 = 10 ⋅ 16 5 + 1 ⋅ 16 4 + 2 ⋅ 16 3 + 13 ⋅ 16 2 + 12 ⋅ 16 1 + 15 ⋅ 16 0 + 1 ⋅ 16 -1
1010100011 2 = 1 ⋅ 2 9 + 0 ⋅ 2 8 + 1 ⋅ 2 7 + 0 ⋅ 2 6 + 1 ⋅ 2 5 + 0 ⋅ 2 4 + 0 ⋅ 2 3 + 0 ⋅ 2 2 + 1 ⋅ 2 1 + 1 ⋅ 2 0 = 675 10
Переведем число 675 10 в 16-ичную систему счисления, при помощи последовательного деления на 16, до тех пор, пока неполное частное не будет равно нулю. В результате будет получено число из остатков деления записанное справа налево.
675 | : | 16 | = | 42 | остаток: 3 |
42 | : | 16 | = | 2 | остаток: 10, 10 = A |
2 | : | 16 | = | 0 | остаток: 2 |
Калькулятор позволяет переводить целые и дробные числа из одной системы счисления в другую. Основание системы счисления не может быть меньше 2 и больше 36 (10 цифр и 26 латинских букв всё-таки). Длина чисел не должна превышать 30 символов. Для ввода дробных чисел используйте символ. или, . Чтобы перевести число из одной системы в другую, введите исходное число в первое поле, основание исходной системы счисления во второе и основание системы счисления, в которую нужно перевести число, в третье поле, после чего нажмите кнопку "Получить запись".
Исходное число записано в 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 -ой системе счисления .
Хочу получить запись числа в 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 -ой системе счисления .
Получить запись
Выполнено переводов: 3336969
Также может быть интересно:
Системы счисления делятся на два типа: позиционные и не позиционные . Мы пользуемся арабской системой, она является позиционной, а есть ещё римская − она как раз не позиционная. В позиционных системах положение цифры в числе однозначно определяет значение этого числа. Это легко понять, рассмотрев на примере какого-нибудь числа.
Пример 1 . Возьмём число 5921 в десятичной системе счисления. Пронумеруем число справа налево начиная с нуля:
Число 5921 можно записать в следующем виде: 5921 = 5000+900+20+1 = 5·10 3 +9·10 2 +2·10 1 +1·10 0 . Число 10 является характеристикой, определяющей систему счисления. В качестве степеней взяты значения позиции данного числа.
Пример 2 . Рассмотрим вещественное десятичное число 1234.567. Пронумеруем его начиная с нулевой позиции числа от десятичной точки влево и вправо:
Число 1234.567 можно записать в следующем виде: 1234.567 = 1000+200+30+4+0.5+0.06+0.007 = 1·10 3 +2·10 2 +3·10 1 +4·10 0 +5·10 -1 +6·10 -2 +7·10 -3 .
Наиболее простым способом перевода числа с одной системы счисления в другую, является перевод числа сначала в десятичную систему счисления, а затем, полученного результата в требуемую систему счисления.
Для перевода числа из любой системы счисления в десятичную достаточно пронумеровать его разряды, начиная с нулевого (разряд слева от десятичной точки) аналогично примерам 1 или 2. Найдём сумму произведений цифр числа на основание системы счисления в степени позиции этой цифры:
1.
Перевести число 1001101.1101 2 в десятичную систему счисления.
Решение:
10011.1101 2 = 1·2 4 +0·2 3 +0·2 2 +1·2 1 +1·2 0 +1·2 -1 +1·2 -2 +0·2 -3 +1·2 -4 = 16+2+1+0.5+0.25+0.0625 = 19.8125 10
Ответ:
10011.1101 2 = 19.8125 10
2.
Перевести число E8F.2D 16 в десятичную систему счисления.
Решение:
E8F.2D 16 = 14·16 2 +8·16 1 +15·16 0 +2·16 -1 +13·16 -2 = 3584+128+15+0.125+0.05078125 = 3727.17578125 10
Ответ:
E8F.2D 16 = 3727.17578125 10
Для перевода чисел из десятичной системы счисления в другую систему счисления целую и дробную части числа нужно переводить отдельно.
Целая часть переводится из десятичной системы счисления в другую систему счисления с помощью последовательного деления целой части числа на основание системы счисления до получения целого остатка, меньшего основания системы счисления. Результатом перевода будет являться запись из остатков, начиная с последнего.
3.
Перевести число 273 10 в восьмиричную систему счисления.
Решение:
273 / 8 = 34 и остаток 1, 34 / 8 = 4 и остаток 2, 4 меньше 8, поэтому вычисления завершены. Запись из остатков будет иметь следующий вид: 421
Проверка
: 4·8 2 +2·8 1 +1·8 0 = 256+16+1 = 273 = 273 , результат совпал. Значит перевод выполнен правильно.
Ответ:
273 10 = 421 8
Рассмотрим перевод правильных десятичных дробей в различные системы счисления.
Напомним, правильной десятичной дробью называется вещественное число с нулевой целой частью . Чтобы перевести такое число в систему счисления с основанием N нужно последовательно умножать число на N до тех пор, пока дробная часть не обнулится или же не будет получено требуемое количество разрядов. Если при умножении получается число с целой частью, отличное от нуля, то целая часть дальше не учитывается, так как последовательно заносится в результат.
4.
Перевести число 0.125 10 в двоичную систему счисления.
Решение:
0.125·2 = 0.25 (0 - целая часть, которая станет первой цифрой результата), 0.25·2 = 0.5 (0 - вторая цифра результата), 0.5·2 = 1.0 (1 - третья цифра результата, а так как дробная часть равна нулю, то перевод завершён).
Ответ:
0.125 10 = 0.001 2
Арифметические операции в двоичной системе счисления
Правила выполнения арифметических действий над двоичными числами задаются таблицами сложения, вычитания и умножения.
Правило выполнения операции сложения одинаково для всех систем счисления: если сумма складываемых цифр больше или равна основанию системы счисления, то единица переносится в следующий слева разряд. При вычитании, если необходимо, делают заем.
Аналогично выполняются арифметические действия в восьмеричной, шестнадцатеричной и других системах счисления. При этом необходимо учитывать, что величина переноса в следующий разряд при сложении и заем из старшего разряда при вычитании определяется величиной основания системы счисления.
Арифметические операции в восьмеричной системе счисления
Для представления чисел в восьмеричной системе счисления используются восемь цифр(0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7), так как основа восьмеричной системы счисления равна8. Все операции производятся посредством этих восьми цифр. Операции сложения и умножения в восьмеричной системе счисления производятся с помощью следующих таблиц:
Таблицы сложения и умножения в восьмеричной системе счисления
Пример 5 .Вычесть восьмеричные числа 5153- 1671и2426,63- 1706,71 |
Пример 6 .Умножить восьмеричные числа51 16и16,6 3,2 |
Арифметические операции в шестнадцатеричной системе счисления
Для представления чисел в шестнадцатеричной системе счисления используются шестнадцать цифр:0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F. В шестнадцатеричной системе числошестнадцатьпишется как10. Выполнение арифметических операций в шестнадцатеричной системе производится как и в десятиричной системе, но при выполнении арифметических операций над большими числами необходимо использовать таблицы сложения и умножения чисел в шестнадцатеричной системе счисления.
Таблица сложения в шестнадцатеричной системе счисления
Таблица умножения в шестнадцатеричной системе счисления
Пример 7 .Сложить шестнадцатеричные числа |
Давайте вспомним о том, как мы складываем числа уже привычным нам способом, в десятичной .
Самое главное стоит понять разряды. Вспомните алфавит каждой СС и тогда вам станет легче.
Сложение в двоичной системе ничем не отличается от сложения в десятичной системе. Главное помнить, алфавит содержит всего две цифры: 0 и 1. Поэтому когда мы складываем 1 + 1, то получаем 0, и увеличиваем число еще на 1 разряд. Посмотрите на пример выше:
Один пример мы разобрали, второй решите самостоятельно:
Так же как и в любых других системах счисления необходимо помнить Алфавит. Давайте попробуем сложить выражение.
А теперь проделайте сложение самостоятельно:
Вспомним, как мы это делаем в десятичной системе счисления.
А теперь решите самостоятельно:
Возьмем предыдущий пример, и посмотрим каков будет результат в шестнадцатеричной системе. Такой же или другой?
Пример для самостоятельного решения:
Давайте запомним раз и навсегда, что умножение в любой системе счисления на единицу, всегда даст тоже самое число.
В двоичной системе умножать очень легко. Мы всегда умножаем либо на 0, либо на единицу. Главное, это внимательно складывать. Давайте попробуем.
Пример для самостоятельного решения:
Пример для самостоятельного решения:
Все как обычно, главное вспомните алфавит. Буквенные цифры, для удобства переводите в привычную для себя систему счисления, как умножите, переводите обратно в буквенное значение.
Давайте для наглядности разберем умножение на 5 числа 20А4.
Пример для самостоятельного решения.