Жанры русских песен примеры. Жанры русской народной песни. Неторопливая важная колючая

Народная песня это музыкально-поэтическое произведение, которое сегодня очень распространенное и популярное в народной музыке. Народная песня является одной из самых старинных форм музыкально-словесного творчества. Песенное творчество отражает национальный характер народа, отношения общества друг к другу, к природе, ко всему миру.

В народной песне превосходит строфическая и куплетная форма, с припевом, рефреном или композиционно выделенными запевом.

Виды народных песен:

1. Любовные песни. Раскрывают чувства девушки и парня, чаще всего отражают события, которые происходят из-за забвенной или неразделенной любви.

2. Семейные песни. Сочиняются, как правило, трагические песни, которые построены на конфликте отношений между мужем и женой, братом и сестрой, сыном и отцом и т.д.

3. Солдатские, казацкие, рекрутские песни. Тематика может быть самой разной — прощание родителей с сыном, проводы рекрута в армию, несение службы.

4. Трудовые песни. Характеризуют различные виды работ, описывают типы инструментария, оборудования и т.д.

5. Тюремные, арестантские песни. Заключались, как правило, заключенными, которые сочиняли песни о своей виновности, зачастую считая себя безвинно осужденными.

6. Календарные песни. Отнесены к конкретным датам календаря или времени года.

7. Юмористические и шуточные песни. Содержат чаще всего шутливое и забавное содержание.

8. Обрядовые песни, содержат обычно жанры свадебных или календарных песен.

Жанры народных песен

  • Игровые песни — чаще всего это песни-действия.
  • Корильные песни. Задание таких песен в том, чтобы представить в смешном виде участников обрядового действия.
  • Обрядовое назначение величальных песен.
  • Ритуальные песни. В центре произведения идет обряд, исполняются они хором.
  • Заклинательные песни. Исполнялись в свадебных и календарных обрядах, давали силу, здоровье и богатство человеку.

ЖАНРЫ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН:

ИСТОРИЧЕСКИЙ

ЛИРИЧЕСКИЙ

ТРУДОВОЙ

РЕВОЛЮЦИОННЫЙ

ВОЕННЫЙ

ОБРЯДОВЫЙ

КОЛЫБЕЛЬНЫЙ

ПЛЯСОВОЙ

ЧАСТУШКИ

Нигде нет такой литературы, как у

нас у русских. А народные песни?...

такие песни могли родиться только

в народе великой души…

М. Горький

В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времен до наших дней. Великой мудрости, правды и красоты полны русские песни. В них вложен талант и ум многих поколений. Сочиненные неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста.

Песни повествуют о покорении человеком сил природы, о героической борьбе с иноземными захватчиками, рассказывают о смелых богатырях, о народных вождях. Из песен мы узнаем о жизни народа: его труде и быте, обычаях и традициях, страданиях и надеждах, мыслях и чувствах. В песнях ярко раскрываются черты русского национального характера: патриотизм, мужество, трудолюбие, любовь к родной природе.

И в наши дни создаются произведения народного творчества. Народ слагал свои песни о Великой Октябрьской социалистической революции, о героях гражданской и Отечественной войны. Создает песни о новой жизни, о наших замечательных современниках. Российские музыковеды собирают и изучают не только старинные песни, но и современные.

Жизнь человека немыслима без песни. В детстве ребенку мать поет колыбельные песни. Подрастая, дети поют песенки, прибаутки и даже сами складывают их. Труд взрослого человека всегда находил отражение в трудовых и обрядовых песнях. На старинных русских свадьбах звучали лирические песни, величальные, песни-плачи. Царская солдатчина породила солдатские или рекрутские песни. А в конце XIX века среди рабочих появились революционные песни.

^ Эти разнообразные виды народных песен называются жанрами. С жанрами русских народных песен мы и начнем знакомство.

Народные песни! Какие они разные!

Если в песне слышна неприкрытая грусть –

Грустью, кажется, полнится воздух.

Если удаль теснит молодецкую грудь –

Пляшут вечер и синие звезды.

И старушка Земля все никак не поймет,

В чём же кроется тайна России.

То ли песня прекрасна, а то ли народ,

Распевающий песни такие.

БЫЛИНЫ

Былины – один из самых древних жанров русских народных песен. Ученые предполагают, что появились они более тысячи лет тому назад. Не раз нападали враги на Русь, грабили, сжигали города и села, убивали людей, уводили в рабство. Богатырям, которые защищали родную землю, посвятил народ свои былины.

Кто из вас не знает знаменитой картины В.Васнецова «Богатыри»? Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович сильные, умные, храбрые богатыри, совершали свои подвиги во славу земли русской.

^ Сказка о Садко прославляет гусляра – создателя таких чудесных былин, которые покорили даже самого царя Морского.

В старину былины пелись под аккомпанемент гуслей. Об этом свидетельствуют рисунки в древних рукописях, упоминания о гуслях в самих былинах. Позже былины пелись без инструментального сопровождения.

^ Напевы былин величаво спокойны, близки к разговорной речи – декламации. Обычно они основаны на короткой, повторяющейся попевке, которая соответствует одному стиху.

ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ

По своему происхождению многие обрядовые песни относятся к тем далеким временам древнеславянского мира, когда в представлении наших предков леса, горы, реки, озера являлись обиталищем богов, а животный мир - заколдованными людьми.

^ В древние, языческие, времена пели песни богам Солнца, Неба и Огня – Сварогу,

Ветра – Стрибогу, богу плодородия – Яриле.

Во многих песнях часто встречаются сопоставления личных переживаний людей с явлениями природы. Старинные обряды сопровождались песнями, которые и дают нам возможность узнать о жизни наших предков, об их верованиях, общественно-бытовом укладе.

Среди обрядовых различаются песни календарные: проводы зимы, встреча весны, сбор урожая, семейно-бытовые, связанные с важнейшими событиями в жизни семьи: свадьбами, похоронами, проводами в солдаты.

Языческие народные праздники, вроде новогодних гаданий, разгульной масленицы, «русальной недели» сопровождались заклинательными магическими обрядами и были своего рода молениями богам об общем благополучии, богатом урожае, избавлениями от грозы и града.

^ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР

Самые ранние исторические песни относятся к XIII – XV векам – эпохе татаро-монгольского нашествия. Известны песни о походах Ивана Грозного, ПетраI, о вождях народных восстаний Степане Разине, Емельяне Пугачеве, об Отечественной войне 1812 года, о героической обороне Севастополя в Крымской войне, о мужестве простого солдата в русско-японской войне 1904-1605 года. Много песен создал народ о героях гражданской войны Чапаеве, Щорсе, Буденном, Ворошилове, о героях Великой Отечественной войне. Исторические песни и их долгая жизнь свидетельствуют о горячем интересе русского народа к своему прошлому и настоящему.

По характеру мелодии исторических песен разнообразны: есть среди них протяжные, напевные, похожие на былины, есть бодрые, маршевые. Создаются исторические песни и в наши дни. Они отражают современные события, рассказывают о героизме русских людей.

^ ЛИРИЧЕСКИЙ ЖАНР

Лирические песни составляют, пожалуй, самую большую группу народных песен. Они отличаются богатством и разнообразием музыкального языка, раскрывают душевное состояние человека, его переживания, чувства, настроения.

Лирические песни, как правило, посвящены любви, дружбе, верности, примечательным событиям в жизни человека. В них поется о зарождении нежности, о встречах и разлуках, о дальних дорогах. Они рассказывают также о разочаровании, о грусти, о невозвратимом, прошумевшем времени, о тревожном воспоминании. Но какой бы ни была лирическая песня – задорной, веселой, величавой, задумчивой, грустной, - она нередко пронизана поэтичностью, передает эмоциональное состояние человека, его душевное переживание, охватившее его настроение.

Лирической песне свойственна развитая плавная мелодия на широком дыхании, использование распевов, перемещение ударения, повторение одних и тех же слов-восклицаний («эх», «ох», «ой да-да» и т.д.), варьирование мелодии, изменение размера.

^ ТРУДОВОЙ ЖАНР

Вся жизнь человека связана с трудом. Тема эта нашла широкое отражение в русских народных песнях. Трудовые песни облегчали тяжелую работу, объединяли людей, с песней работалось дружней, организованней, веселей.

Много песен сложили лесорубы, грузчики, бурлаки. Труд бурлаков был особенно тяжел. С самой ранней весны, собираясь артелями, они тянули огромные баржи по берегам Волги.

Трудовые песни часто переходили из одной артели в другую, причем слова могли изменяться в зависимости от выполняемой работы. Самыми распространенными бурлацкими песнями были «Эй, ухнем» и «Дубинушка».

^ РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ЖАНР

В конце 19века в России усилилось рабочее движение. Появились новые боевые песни, которые помогали рабочему классу в борьбе с самодержавием. Народ назвал их революционными. И слова, и музыка этих песен были пронизаны новым для русской песни качеством: энергией, маршевостью, верой в победу.

^ Партия большевиков придавала большое значение распространению новых песен. Революционеры ценили силу песни и никогда не забывали об этом славном боевом оружии.

За пение революционных песен царские жандармы и полиция били демонстрантов, стреляли в них. Но они не могли убить боевой дух людей. Похороны погибших революционеров часто превращались в новые демонстрации. Тут пели не только боевые песни, но и траурные марши: «Замучен тяжелой неволей», «Вы жертвою пали».

^ Однако в этих песнях народ выражал не только печаль по поводу гибели товарищей, но и ненависть к насильникам, и уверенность в победе революции.

«Смело, товарищи, в ногу» - одна из самых известных русских революционных песен. Ее сочинил Л.П.Радин.(1860-1900). Когда из Таганской тюрьмы политических переводили в Бутырскую, Радин быстро ознакомил товарищей с новым революционным гимном. Политические, окруженные конвойными, впервые запели эту песню. Шествие заключенных на глазах жандармов превратилось в яркую политическую демонстрацию.

^ ВОЕННЫЙ ЖАНР

Народная песня неотъемлемая часть быта и культуры народа. По народной песне можно не только узнать историю нации, но и судить о характере народа, о его душевном укладе и доброте, о мудрости и таланте. Много испытаний выпало на долю нашего народа. Часто наша страна подвергалась нападению врагов. Любовь к своей земле, защита её от врага, доблесть, честь, благородство – все эти качества присущи русскому народу. Во время воин бойцы не расставались с песней. Перед боем и во время сражения она воодушевляла их, укрепляла силы, и во время короткого отдыха тоже звучали песни. Много песен сложено о героях – взрослых и детях. Они боролись за то, чтобы процветала наша Родина, чтобы на всем земном шаре был мир, а людям жилось свободно и радостно.

^ КОЛЫБЕЛЬНЫЙ ЖАНР

С колыбельными песнями дети знакомятся сразу после рождения. Мамы поют колыбельные детям, чтобы успокоить их, приласкать. Исполняют их нежно, ласково, с любовью и добротой.

В русских колыбельных песнях иногда призывали мягкого, доброго кота прийти покачать ребенка. За это ему обещали награды: «кувшинчик молока», «кусок пирога», «хвостик вызолотить», «лапки высеребрить». Колыбельные обычно звучат медленно, тихо, напевают как бы вполголоса. Такие песни успокаивают и убаюкивают детей.

^ ПЛЯСОВОЙ ЖАНР

Танец возник в глубокой древности. Подобно песне и маршу, танец тесно связан с бытом. Танцы по-своему отражают жизнь народа, многие из его обычаев, являются выражением чувств и мыслей людей.

Многие народные пляски произошли от трудовых движений или древних игр. Часто в них изображалось то, о чем говорилось в словах песни. Пляски под песню существуют у многих народов. Есть и русские народные плясовые песни.

^ Инструментальный наигрыш или песня всегда сопровождали народную пляску.

Музыка каждого танца имеет свой темп, размер и только ему присущий ритмический рисунок.

ЧАСТУШКИ

Частушки – короткие, чаще всего быстрые (но иногда и медленные) песенки, в которых очень много куплетов. Слова в частушках меняются в зависимости от того, где, когда и по какому случаю поется частушка. В наше время старинные, давно сочиненные частушки поются с новым, современным текстом. Русская частушка не раз встречалась в музыке русских композиторов. Но, пожалуй, никто еще так часто не обращался к частушке, как наш современник – композитор Родион Щедрин.

ИМЕНА ВЫДАЮЩИХСЯ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ:

М. ГЛИНКА

П. ЧАЙКОВСКИЙ

М. МУСОРГСКИЙ

А. БОРОДИН

Н. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ

С. РАХМАНИНОВ

Р. ЩЕДРИН

С. ПРОКОФЬЕВ

Д. ШОСТАКОВИЧ

И. ДУНАЕВСКИЙ

А. ХАЧАТУРЯН

Д. КАБАЛЕВСКИЙ

ИМЕНА ВЫДАЮЩИХСЯ ЗАРУБЕЖНЫХ КОМПОЗИТОРОВ:

Л. БЕТХОВЕН

Ж. БИЗЕ

Э. ГРИГ

Дж. ГЕРШВИН

З. КОДАЙ

В. МОЦАРТ

Ф. ШОПЕН

Ф. ШУБЕРТ

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ:

ДИНАМИКА

ЗВУКОВЕДЕНИЕ

МЕЛОДИЯ – основа музыкального искусства. Мелодия – «Душа музыкального произведения». Греческое слово «melоdia» означает пение песни. Мелодия (напев) состоит из последовательности звуков в одном голосе, разных по высоте и длительности. Мелодия выражает определенную музыкальную мысль. Уже сама по себе законченная мелодия может быть художественным произведением, как, например, народная песня.

ДИНАМИКА – от греческого слова dinamicos – силовой, то есть сила звука. Музыкальные термины, которые определяют степень громкости исполнения музыки, называются динамическими оттенками.

^ ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ:

pp – pianissimo (пианиссимо) – очень тихо;
p – piano (пиано) – тихо;

mp – mezzo piano (меццо пиано) – умеренно тихо, немножечко громче, чем пиано;

mf – mezzo forte (меццо форте) – умеренно громко, громче, чем меццо пиано;

f – forte (форте) – громко;

ff – fortissimo (фортиссимо) – очень громко.

Diminuendo (диминуендо) – или значок показывает на постепенное ослабление звука.

Cresc. (крещендо) – или значок показывает на постепенное усиление звука.

РИТМ – от греческого слова rythmos – означает мерное течение. РИТМ – это чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов. Ритм – яркое выразительное средство. Благодаря ритму мы можем, например, отличить марш от вальса, мазурку от польки. Для каждого их этих жанров характерны определенные ритмические фигуры, которые повторяются в течении всего произведения.

РЕГИСТР – разные отрезки диапазона, отличающие друг от друга качеством звучания. Обычно различают три регистра – нижний, средний, верхний. Наиболее употребляемый у большинства инструментов и певческих голосов средний регистр.

ТЕМП – скорость движения музыки. Происходит этот термин не от слова скорость, а от слова время (латинское tempus). В музыке от скорости движения зависят и характер, настроение пьесы.

^ Основные музыкальные темпы:

ларго (largo) – очень медленно и широко;

адажио (adagio) – медленно, спокойно;

анданте (andante) – в темпе спокойного шага;

аллегро (allegro) – быстро;

престо (presto) – очень быстро.

Кроме этих, основных темпов, часто встречаются такие как:

модерато (moderato) – умеренно, сдержанно;

аллегретто (allegretto) – довольно оживленно;

виваче (vivace) – живо.

ТЕМБР – это специфическая окраска звука музыкального инструмента и голоса человека. Тембр - от французского слова timbre, что означает колокольчик. Роль тембра в музыке очень велика. Композиторы учитывают ее при инструментовке своих сочинений.

ЛАД – Объединение звуков, различных по высоте и тяготеющих друг к другу. Основной звук лада – самый устойчивый, к которому тяготеют все остальные, - называется тоникой. Наиболее распространенными являются лады: Мажор и Минор.

^ Мажор – светлый, яркий, радостный, веселый лад.

Минор – грустный, печальный, темный лад.

СЛОВАРЬ

Эмоционально-образного содержания музыки.

ВЕСЕЛАЯ: НЕЖНАЯ: ГРУСТНАЯ:

РАДОСТНАЯ ЛАСКОВАЯ ПЕЧАЛЬНАЯ

ИГРИВАЯ ЗАДУМЧИВАЯ ЖАЛОБНАЯ

ЗАДОРНАЯ МЕЧТАТЕЛЬНАЯ ТОСКЛИВАЯ

ЗВОНКАЯ ЛЕГКАЯ СКОРБНАЯ

ОЗОРНАЯ СВЕТЛАЯ ХМУРАЯ

ШУТЛИВАЯ ПРОЗРАЧНАЯ ОБИЖЕННАЯ

БОЙКАЯ ПЛАЧУЩАЯ

СМЕШНАЯ ПРОСЯЩАЯ

ЗАБАВНАЯ

РЕЗВАЯ СТРАШНАЯ: СЕРЬЁЗНАЯ:

ПРЫГУЧАЯ

СКАЧУЩАЯ ЗЛАЯ СДЕРЖАНАЯ

СОЛНЕЧНАЯ ГРУБАЯ

СВЕРКАЮЩАЯ ТЯЖЕЛАЯ

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ СЕРДИТАЯ

ПЛЯСОВАЯ НЕДОВОЛЬНАЯ

УЛЫБАЮЩАЯ ТЁМНАЯ

СПОКОЙНАЯ: ТОРЖЕСТВЕННАЯ: ТАИНСТВЕННАЯ:

ДОБРАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ СКАЗОЧНАЯ

ПРИВЕТЛИВАЯ БОДРАЯ ВОЛШЕБНАЯ

НЕТОРОПЛИВАЯ ВАЖНАЯ КОЛЮЧАЯ

УБАЮКИВАЮЩАЯ МАРШЕВАЯ ПУГЛИВАЯ

КОЛЫБЕЛЬНАЯ ЧЁТКАЯ ОПАСЛИВАЯ

МЯГКАЯ ОТЧЁТЛИВАЯ ОСТОРОЖНАЯ

ПЛАВНАЯ ГОРДАЯ НАСТОРОЖЕННАЯ

ГЛАДКАЯ МОГУЧАЯ ЗАГАДОЧНАЯ

НАПЕВНАЯ ПОБЕДНАЯ ОТРЫВИСТАЯ

ПРОТЯЖНАЯ ОСТРАЯ

ХОРОВОДНАЯ ПОДКРАДЫВАЮЩАЯ

МУЖЕСТВЕННАЯ: ВЗВОЛНОВАННАЯ:

БЕСТРАШНАЯ ВСТРЕВОЖЕННАЯ

БОЕВАЯ СТРЕМИТЕЛЬНАЯ

СМЕЛАЯ ВЬЮЖНАЯ

ОТВАЖНАЯ МЕТЕЛЬНАЯ

РЕШИТЕЛЬНАЯ НЕНАСЫТНАЯ

СИЛЬНАЯ ТРЕВОЖНАЯ

БОГАТЫРСКАЯ БЕСПОКОЙНАЯ

ГРОЗНАЯ ТОРОПЛИВАЯ

СОЛДАТСКАЯ

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Русская народная песня Русская народная песня - песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития русской культуры. У народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен. 900igr.net

ТИПОЛОГИЯ Русские народные песни подразделяют на:

русские былины; северная эпическая традиция; сибирские былины; южнорусские и среднерусские былины; исторические песни; Русский песенный эпос

Былины - русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины - « ста́рина », «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом). Былины, как правило, написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями. Впервые термин «былины» введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году, он предложил его исходя из выражения «по былинам» в « Слове о полку Игореве », что значило «согласно фактам». Былины

В.Васнецов «Три богатыря» В.Васнецов «Три богатыря»

БАЛЛАДЫ Балла́да - лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку.Баллада состоит из 2 частей "Сумчатые баллады" и..... небылицы и скоморошины; песни в сказках.

Баллада «Cerveri de Girona»

Иллюстрация А.Рекхема к балладе «Юный Беки»

Календарные обрядовые песни поздравительные зимние; святочные; масленичные; весенние; семицкие; летние; жатвенные. Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они своё название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарём - распорядком работ по временам года.

Коляда́ (также Каляда, Коледа, Постная кутья, чеш. Štědrý den , польск. Święto Godowe) - традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием, позднее приуроченный к Рождеству и Святкам. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), колядные песни, одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания.

К.А.Трутовский. Колядки в Малороссии. Вторая половина XIX века.

Н.К.Пимоненко.Святочные гадания.

А.П.Васнецов.Скоморохи

Обряды масленичной недели имели целью помочь солнцу продвинуться по кругу, ускорить конец зимы. Отсюда разнообразные изображения круга и кругового движения. В русских масленичных песнях пелось об изобилии: масла и сыру (творогу) якобы заготовлено было так много, что ими умащивали гору для катания на санках: Ай, как мы масленицу дожидали, Дожидали, люли, дожидали. Сыром горушки укладали, Укладали, люли, укладали. Сверхом маслицем поливали. Ах ты масленица, будь катлива, Будь катлива, люли, будь катлива…

К.А.Коровин. Праздничное гулянье. 1930

Семейные обрядовые песни обряды рождения и пестования; плачи и причитания; свадебные обряды; колыбельная песня.

Свадебные обычаи различались у разных племён в зависимости от типа брака. Славянский языческий брак в некоторых случаях мог быть полигамным. « Повесть временных лет » выделяет два типа брака и свадебных обрядов у славянских племён, которые условно можно назвать «патриархальными» и «матриархальными».

Ру́сский сва́дебный обря́д является одним из важнейших семейных обрядов. Свадебный обряд состоит из множества элементов, среди них: обрядовые песни, причеты, обязательные обрядовые действия невесты, дружки и других участников. Русский свадебный обряд очень разнится в разных регионах. Так, на севере России «музыкальная» часть состоит почти полностью из причетов, а на юге - почти полностью из весёлых песен, роль причета там более формальна. При этом всегда обряд представляет собой не произвольный набор песен и обрядовых действий, а систему, очень стройно организованную.

Структура обряда Временем формирования свадебного обряда принято считать XIII - XIV век. При этом в некоторых региональных традициях в структуре и некоторых деталях обряда ощущаются дохристианские истоки, присутствуют элементы магии. При всей вариативности обряда его общая структура остаётся неизменной, включающей следующие основные составляющие: Сватовство Смотрины Рукобитие Вытие Девичник / Мальчишник Выкуп После этого следует таинство венчания Гуляние Свадебный пир

Н.К.Пимонено. Сваты. 1882

М.Шибанов.Празднество свадебного договора. 1777

А.И.Корзухин. «Девичник», (1889)

Кристиан Гейслер. Невеста по дороге в баню. 1801

Одним из важнейших славянских праздников была ночь на Ивана Купала. В эту ночь устраивались общенародные гуляния - песни и пляски. Из купальских обрядов следует отметить разжигание и прыжки через костры, купание в реках и катание со склонов горящих колёс. Нередко праздник принимал разгульный характер. Кроме того, в эту ночь собирали лечебные и магические растения . Согласно реконструкциям, у славян существовали праздники, посвящённые и божествам как таковым. В частности, мог существовать Перунов день и день, посвящённый Велесу - Волосу, которые впоследствии были заменены соответственно Ильиным днём и Власьевым днём или Николиным днём (зимним и вешним). Однако прямых данных об этих языческих праздниках в нашем распоряжении нет, поэтому их даты и содержание остаются лишь реконструкциями.

Г. Семиградский «Ночь на Ивана Купала»

Погребальные обряды и культ предков Культ умерших предков был чрезвычайно распространён у славян с глубокой древности и вплоть до недавнего времени. В связи с этим представляет интерес славянский погребальный обряд. «Повесть временных лет» так описывает этот обряд у вятичей: И если кто умрёт, совершают над ним тризну. После неё складывают большой костёр , кладут на него мертвеца и сжигают. После этого, собрав кости, складывают их в малый сосуд и ставят на столбе у дороги. Так делают вятичи и ныне. Такому же обычаю следуют и кривичи, и прочие язычники.

Три́зна - часть языческого погребального обряда у восточных славян (а именно - у радимичей, вятичей, северян, кривичей [ источник не указан 95 дней ]), практиковалась до 11 века [ источник не указан 95 дней ] , состояла из песен, плясок, пиршества и военных состязаний в честь покойного [ источник не указан 95 дней ] . Тризна совершалась рядом с местом погребения перед сжиганием покойника [ источник не указан 95 дней ] . Позже этот термин употреблялся как синоним обряда «поминок» [ источник не указан 95 дней ] .

В.М.Васнецов «Тризна по Олегу» 1899.

Существует также общая для всех восточных славян обрядовая еда на поминках - это кутья, блины и кисель. Почти все восточнославянские праздники связаны с культом умерших предков, которых вспоминали в рубежные моменты года - на Святках, в Чистый четверг и Радоницу, в Семик и перед Дмитриевым днём. В дни поминовения усопших для них топили баню, жгли костры (чтобы они погрелись), оставляли для них еду на праздничном столе. Святочные ряженые представляли собой в том числе и пришедших с того света предков и собирали дары. Целью всех этих действий было задабривание умерших предков, которые могли благословить семью, а могли и причинять зло - пугать, являться во сне, мучать и даже убивать тех, кто не удовлетворил их потребностей.

А. Е.Архипов. «Радоница»

Причита́ния - жанр обрядового фольклора, характерный для многих мировых культур. Причитания являются одним из древнейших видов народной поэзии, они существовали еще в Древней Греции. Как правило, причитания имеют особую плачевую мелодику, в них выражается горе исполнительницы по поводу какого-то конкретного события (смерти близкого человека, войны, стихийного бедствия и т. д.). В большинстве культур причитания исполнялись только женщинами, хотя у некоторых народов (курды, сербы) существовали специфические мужские плачи.

Колыбельная песня Колыбельная песня - один из древнейших жанров фольклора. Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания. В основном колыбельную поёт мать своему ребенку, но зачастую исполнителем и слушателем могут быть влюблённые, колыбельная может быть записана на носитель информации, может петься родными для больного и в прочих случаях. В пионерлагерях / детских лагерях общелагерная колыбельная является старейшим по происхождению песенным сигналом. Отличительным признаком колыбельной песни является её цель - достичь засыпания человека. Неизменно, у всех народов колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса. В большинстве своем механизмы внушения при помощи убаюкивающих песен имеют установку на работу правого полушария мозга и воздействуют на эмоции, подсознание. В данном жанре сохранились элементы заговора- оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Колыбельная песня - песня, с помощью которой убаюкивают ребенка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

А.Бугро. Колыбельная Баю-баюшки, баю, Не ложися на краю, Придет серенький волчок, И ухватит за бочок, И утащит во лесок, Под ракитовый кусток. Там пташки поют Тебе спать не дают.

Традиционные лирические песни. Трудовые песни. Отходнические песни бурлацкие; чумацкие; ямщицкие; солдатские; рабочие.

Удалые песни Разбо́йничьи пе́сни - находятся в связи с историей разбоев в России. В древней Руси разбой и войны часто отождествлялись; князья, допускали походы с характером разбоя (как Владимир Мономах, например, при взятии Минска). О разбойниках часто упоминают жития русских святых - Феодосия Печёрского, Кирилла Белозёрского и др. Следы древнейшего разбойничества сохранены народной поэзией в песнях о встрече Ильи Муромца с разбойниками.

каторги и ссылки; тюремные (блатная песня). Блатна́я пе́сня (блатной фольклор, блатняк ) - песенный жанр, который воспевает тяжёлый быт и нравы уголовной среды, изначально рассчитанный на среду заключённых и лиц, близких к преступному миру . Зародился в Российской империи и получил распространение в Советском Союзе и впоследствии в странах СНГ. Со временем в жанре блатной музыки стали писаться песни, которые выходят за рамки криминальной тематики, однако сохраняют её характерные особенности (мелодика, жаргон, повествование, мировоззрение). C 1990-х годов блатную песню в российской музыкальной индустрии маркетируют под названием « русский шансон » (ср. одноимённые радиостанцию и премии).

Шуточные, сатирические, хороводные, частушки, припевки, страдания. Песни литературного происхождения. Казачий воинский репертуар. Жанровые песни, связанные с хореографией

Хорово́д (карагод, танок, круг, улица) - древний народный круговой массовый обрядовый танец, содержащий в себе элементы драматического действа. Распространён в основном у славян, но встречается (под разными названиями) и у других народов. Названия танца у разных славянских народов: коло (сербское), оро (македонское), коло (хорватское), хоро (болгарское). Название у других народов: ёхор (бурятское), хoрэ (молдавское), хейро (эвенское), хоруми (грузинское) и др. . Определённое сходство с хороводом также имеют танцы лонгдол и менуэт. Хороводом у восточных славян называются также молодёжные игры на открытом воздухе, сопровождаемые исполнением танца-хоровода. Приходятся в основном на конец весны - начало лета, но может быть и осенью.

А.Рябушкин. Хоровод (1902)

Часту́шка - фольклорный жанр, короткая русская народная песня (четверостишие), юмористического содержания, передаваемая обычно устно. Особенное развитие изустное творчество получает в областях, запрещённых цензурой. В предсоветскую эпоху к таким темам относилась религия. В эпоху СССР большинство частушек имело острую политическую или сексуальную направленность; многие содержали ненормативную лексику. Текст частушки - обычно четверостишие, написанное хореем, в котором рифмуются 2-я и 4-я строки (иногда перекрестно рифмуются все строки). Характерной чертой языка частушки является его выразительность и богатство языковых средств, часто выходящее за рамки литературного языка. Частушка часто исполняется под аккомпанемент гармони или балалайки. Частушка возникла в последней трети XIX века как элемент сельского фольклора, но наибольшее развитие получила после становления советской власти. По теме частушки можно разделить на любовно-бытовые и «общественно-политические». Часто они переплетаются между собой. «Любовно-бытовые» обычно деревенско-колхозные будни. Неотъемлемой частью является колхозная производственная тематика, с участием трактористов-механизаторов. «Общественно-политическим» присуще сатирическое изображение жизненных условий. В годы советской власти поводом для частушек служила советская пропаганда. Во многих частушках демонстрировалось общее народное равнодушие ко всем пертурбациям в стране - в противовес навязываемой политической активности. Иногда в частушках отражались текущие новости. Некоторые частушки являлись моментальной меткой реакцией на злободневные темы. В то же время, в целях пропаганды издавались сборники «идеологически правильных» частушек. Частушки сочиняли все - и взрослые и дети. В 90-е годы, после перестройки, появились частушки с использованием иностранных слов. С изменениями в стране изменились и темы для частушек, но основной темой по-прежнему остались взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Часту́шка


Песня издавна сопровождала человека. Жизнь его была отражена и осмысленна в ней. Кстати говоря, об этом можно судить и по всевозможным народным пословицам: «Чьим умом живешь, того и песню поешь», «Беседа дорогу коротает, а песня работу» и, конечно же, всем известной «Из песни слова не выкинешь».

Вступление

Виды народных песенмногообразны. Их можно рассматривать с различных сторон: с точки зрения отражения мифологических представлений или же, напротив, реальной действительной картины, с точки зрения обрядовой лирики и, конечно же, в зависимости от места, ситуации, в которой они исполняются. Русские народные песни, виды их являются весьма разнообразными, а это еще раз подчеркивает уникальность музыкальной культуры России.

Происхождение песни

Само слово происходит от «петь», или же «пою». Макс Фасмер в своем отмечает, что корень данного глагола - общеславянский. Согласно мнению большинства экспертов, а также опытных исследователей, формы «пою» (петь) и «пою» (поить) совершенно не случайно совпадают. Бытует мнение, что данный феномен связан с языческим жертвенным обрядом: поить - воспевать. Конечно же, песня происходит из обрядов. При этом в литературных источниках часто указывается, что она обладает неким мифологическим подтекстом.

Любой отдельно взятый народ, можно сказать, эволюционировал вместе с музыкой. Благодаря музыке, песне в частности, мы может проследить развитие народа, значимые события периода любой эпохи. Благодаря этому существует возможность по-настоящему обратить внимание именно на те мотивы в народном творчестве, которыми передается вся глубина переживаний (в лирических песнях, например), радости и так далее. Стоит отметить, что в народной песне важнейшее значение имеет именно текст, а не музыка. Именно эта характерная черта отличает русскую музыкальную культуру.

Виды народных песен

Довольно часто виды народной песни включают в себя музыкальные произведения со смыслом, направленным на заговор, приворот. Смысловое наполнение таких песен весьма разнообразно. Одним из самых популярных было использование прогулок у воды. Согласно некоторым старинным источникам, поход к воде обозначал, прежде всего, желание найти суженого в ближайшее время. В подобных случаях вместо него в песнях часто использовался образ рыбы, в основном щуки, которую девушке необходимо было выловить. Заканчиваются подобные виды народных песен чем-то вроде заговорного четверостишия.

Часто образы в народных песнях заключают в себе абсолютно невероятные объекты из верований древних славян. Достаточно интересен тот факт, что многие понятия в народных текстах являются сродными, то есть происходят от одного слова, при этом выражаются в образах огня, как внутреннего, так и внешнего. Вот, например, слово «утолить» используется обычно в качестве словосочетания со словами «голод», «печаль» и так далее. Но свое происхождение оно берет от слова «тлеть», что имеет непосредственное отношение к огню, конечно же. В свою очередь огонь символизирует ту самую связь со ведь именно в ней роль божества, и в особенности света, возносилась до предела. К примерам можно отнести и многие другие слова. Особенно интересной может получиться трактовка слова «жрать». Оно связывается со словом, употребляемым применительно к огню - «гореть», а также, вероятно, происходит от «жег».

Немного о символах

Существуют, конечно, слова и словосочетания, которые уже четко ассоциируются у нас с определенными образами. Всевозможные виды русских народных песен, примеры их, показывают нам что трава, скажем, является символом девушки, зажжённая свеча - это непременно печаль, тоска, а проливной дождь, конечно же, ассоциируется со слезами, плачем. В текстах календарных песен очень часто используется зеленый цвет, а это, естественно, символ красоты, молодости, весны. Исследователи считают, что для того чтобы по-настоящему понять смысл текста народной песни, необходимо разгадывать ее по символам. Очевидно также и то, что с течением времени мифологическое влияние на народную песню постепенно ослабевает, она становится более традиционной, передает определенный песенный образ. Разнообразны виды народных песен. Примеры их чрезвычайно интересны.

Песни русского народа

Разнообразные виды народных песен появляются в России на основе фольклора Существует мнение о том, что издавна на одной территории могло проживать несколько народностей, а это, в свою очередь, очень сильно повлияло на музыкальную культуру. Первыми появились которые отражали, соответственно, реальные исторические события. Песни, в которых говорилось о конкретных событиях, носили название «эпические». В тот же период появились и лирические народные песни, в них зачастую передавалось эмоциональное состояние персонажа. В качестве аккомпанемента в то время люди использовали непривычные для нас музыкальные инструменты. К ним можно отнести гудок, гусли, жалейку и, конечно, известный нам инструмент пастуха - рожок. В наше время вряд ли можно найти подлинники, ведь во время эпохи Средневековья песенники жестоко наказывались, а их инструменты уничтожались. Однако об этих музыкальных инструментах достаточно много информации в литературе.

Виды русских народных песен. Свадебные песни

Это один из самых интересных жанров, открывающих виды народной песни. Стоит отметить, что их характер в основном был неоднородным. Это могут быть как песни непосредственно об обряде свадьбы, так и о нелегкой женской доле. Имели место и песни-причеты. Тут уместным будет упомянуть и другие виды народных песен, примеры их разнообразны («Заплакала Машенька об русой косе»). Существуют также и песни смешанного характера, по большей части они основываются на противопоставлении двух основных линий. С одной стороны, невеста грустит из-за того, что ей необходимо будет покинуть отчий дом. Тут могут быть переданы обряды девичника, расплетения косы, и так далее. С другой стороны - радость, оптимизм, начало новой жизни. Концовка в таких песнях чаще всего радостная.

Символика

Что касается символики, в свадебных песнях образ девушки обычно выражает березка, часто встречается и сравнение ее с лебедем; образ парня - соловей или конь, например. Интересен тот факт, что в песнях замужняя девушка из "белоснежной лебедушки" превращалась в "серую гусыню", при этом подразумевалась потеря девичьей красоты, чистоты. Девушку характеризовали весьма красноречивые эпитеты, она практически всегда описывалась белолицей, румяной, с черными бровями и ясными очами. Для свадебных песен характерен мелодический распев, четкий ритмический рисунок, обязательное наличие припева.

Величальные и корильные

Происхождение величальных песен принято связывать с мифологией. Это неудивительно, ведь такие песни обычно происходили из обращений людей к природе, природным явлениям. Что же касается малоизвестного жанра - корильных песен, - они направлены главным образом на обман нечистой силы. В основном в величальных песнях жизнь идеализируется, в корильных же с точностью до наоборот - характеризуется исключительно реальный быт. Стоит отметить, что в подтексте корильная песня становится более шуточной, своеобразной песней-насмешкой. Многообразны виды народных песен: шуточная, лирическая. 3 класс в школе изучает в основном шуточные песни, однако корильные сюда не входят, они не настолько распространены в наше время.

Наиболее популярные в наше время песни

Несмотря на то что информации о народных песнях не слишком много, можно сделать вывод: виды русских народных песен весьма многообразны. Одним из популярных в наше время видов является, конечно же, лирическая протяжная песня. Ее можно отнести к одной из важнейших значимых ветвей русской музыкальной культуры. Чаще всего тематика таких песен базируется на идее любви: в основном это светлые, радостные тона. Девушка и парень почти всегда идеализируются: он - умен, красив, храбр, она - независимая, рассудительная, невероятно красивая. Существуют также лирические песни о семейной жизни. В принципе, такие виды народных песен 3 класс обычно изучает на уроках музыки в школе.

В целом можно сказать, что на данный момент русская музыкальная культура, конечно, модернизировалась. Русские народные песни, виды их, немного подзабылись. В народной песне на первый план выступал текст, смысловое содержание, сейчас же первенство захватывает танцевальная составляющая. Это совершенно не означает, что музыкальная культура со временем придет к упадку, скорее, это можно трактовать как соответствие музыки, песни, современному ритму жизни.

Народная песня - это музыкальное произведение, автор которого не известен, как правило, автор - это сам народ. Народные песни передаются из поколения в поколение. Со временем народ может вставить новые слова, предложения, в итоге и получается народная песня.

Русские народные песни.

Народная песня - это музыкальное произведение, автор которого сам народ.

Народные песни передаются из поколения в поколение.


Нигде нет такой литературы, как у

нас у русских.

А народные песни?...

Такие песни могли родиться только

в народе великой души…

М. Горький


Жанры русских народных песен: 1 .Лирические (о природе, любви, женской доле). 2.Исторические (связаны с историей России). 3.Трудовые (помогали в труде, описывают определённые действия). 4.Плясовые, хороводные. 5.Колыбельные. 6.Обрядовые (связаны с праздниками на Руси). 7.Солдатские (лирические и шуточные). 8.Частушки.


Слушаем:

Р.н.п. «Ой,люли»





Р.н.п. Калинка-малинка