Тип документа: Методическое пособие | doc .
Популярность: 0.23 %
Страниц: 16 .
Язык: Русский, Украинский .
Год издания: 2005 .
Методичні вказівки та завдання на виконання контрольної роботи з дисциплін “Тренажер РЛС і ЗАРП” для студентів 4-ого курсу заочної форми навчання Спеціальність 7.100301 “Судноводіння”
Каждый студент согласно своего варианта выполняет 5 задач на бланках маневренного планшета и отвечает на 2 вопроса на отдельном листе. Бланки маневренных планшетов с решенными задачами и лист с ответами подшиваются в отдельную папку.
Вариант контрольной работы выбирается по последней цифре личного шифра.
Вариант №№ задач №№ вопросов
1 1, 11, 21, 31, 41 1, 11
2 2, 12, 22, 32, 42 2, 12
3 3, 13, 23, 33, 43 3, 13
4 4, 14, 24, 34, 44 4, 14
5 5, 15, 25, 35, 45 5, 15
6 6, 16, 26, 36, 46 6, 16
7 7, 17, 27, 37, 47 7, 17
8 8, 18, 28, 38, 48 8,18
9 9, 19, 29, 39, 49 9, 19
10 10, 20, 30, 40, 50 10, 20
Для грамотного выполнения контрольной работы необходимо изучить Правила №№ 5, 6, 7, 8, 9, 10 МППСС-72, а также краткие методические указания по графическому решению задач на маневренном планшете.
На титульном листе папки контрольной работы указать фамилию, имя, отчество студента, номер личного шифра, наименование дисциплины, курс, номер варианта, специальность.
Выполненная работа в установленный срок передается для проверки преподавателю.
К зачету допускается студент, который выполнил контрольную и лабораторные работы.
Краткие методические указания по графическому решению задач на маневренном планшете.
Порядок решения задачи расхождения с одним судном
на маневренном планшете
(см. Приложения 1, 2)
Условия ограниченной видимости являются особыми условиями плавания, поэтому дисциплины «Радиолокационный тренажер» и «Тренажер САРП» предполагают прежде всего плавание в этих условиях.
При плавании при ограниченной видимости в открытом море обзор окружающей обстановки с помощью РЛС производится преимущественно на шкалах масштаба 12-16 миль, а эта дистанция является вероятной дальностью обнаружения большинства судов.
Хорошая морская практика для решения задачи расхождения с судами в открытом море рекомендует разделить экран РЛС на три зоны:
1) зона оценки ситуации от 12 до 8 миль, где определяются степень опасности столкновения, пара-метры движения встречных судов и проигрывается маневр расхож-дения;
2) зона маневрирования от 8 до 4 миль. Действия для расхождения рекомендуется принимать как можно скорее после установления опасности столкновения;
3) зона чрезмерного сближения от 4-х миль. До входа эхо-сигнала судна в эту зону маневр расхождения в открытом море должен быть завершен, чтобы при изменении ситуации в результате неверных маневров судов имелось время и пространство для устранения опасности столкновения.
При плавании в условиях ограниченной видимости привилегированных судов нет и на каждое судно с РЛС возлагается обязанность по предупреждению столкновения, причем рекомендуется соблюдать следующий приоритет маневров:
1. поворот вправо;
2. уменьшение скорости;
3. остановка судна;
4. поворот влево.
Основным допущением при решении задачи расхождения на маневренном планшете (ситуационном планшете) и с использованием САРП является неизменность параметров движения (курсов и скоростей) собственного судна и других судов на период набора информации и решения задачи.
Момент начала решения задачи – момент начала расхождения, «нулевая точка» это время снятия первого отсчета пеленга и дистанции до первой цели.
Время возвращения к первоначальным параметрам движения собственного судна это момент окончания расхождения.
При включении РЛС необходимо произвести правильную регулировку яркости и усиления приемника, а в случае необходимости уменьшить влияния помех от волнения и атмосферных осадков.
Порядок решения задачи расхождения на маневренном планшете:
1) Из центра планшета провести вектор перемещения собственного судна за 6 минут, Vн.
2) Сделать записи в таблице обработки радиолокационной информации о курсе (Кн) и скорости (Vн) собственного судна.
3) Из центра планшета радиусом Дзад. провести окружность. Рекомендуется при ограниченной видимости принимать в условиях открытого моря Дзад. = 1,5 ÷ 2 мили, а в стесненных водах Дзад. = 0,5 мили.
4) Наблюдая за ситуацией на экране РЛС выбрать по изменению относительных полярных координат (∆П ≈ 0 и ∆Д 5) С экрана РЛС снять отсчеты пеленга и расстояния эхо-сигнала опасного судна, запустить секундомер, заметить судовое время, сделать записи в таблицу обработки радиолокационной информации для нулевой точки о времени 0ا, пеленге и дистанции для судна А.
6) По этим данным нанести на маневренный планшет начальную ситуацию, обозначив нулевую точку цифрой 0ا и большой буквой А.
7) Используя параллельную линейку направить (воткнуть) вектор перемещения собственного судна за 6 минут Vн в нулевую точку и его начало обозначить буквой F (Fixed), вектор обозначить буквой Vн.
8) Провести часть окружности в районе нулевой точки, вправо и влево от нее (или окружность) радиусом Vн из центра F, что позволит ускорить графическое решение задачи.
9) На 6-й минуте снять отсчеты пеленга и расстояния эхо-сигнала того же судна А и записать их в таблицу обработки радиолокационной информации.
10) По полученным данным нанести на маневренный планшет 6-ти минутную точку, обозначив ее цифрой 6ا.
11) Соединить нулевую и 6-ти минутную точки прямой для определения вектора относительного перемещения цели за 6 минут. Стрелка вектора направлена в 6-ти минутную точку. Обозначим этот вектор Vо.
12) Продлить вектор Vо до центра планшета, получим ЛОДА – траекторию, по которой будет перемещаться эхо-сигнал судна А при неизменности курсов и скоростей собственного и встречного судов.
13) Из центра планшета на ЛОДА опустить перпендикуляр и снять значение Дкр.
14) Определить графическим вектором Vо от нулевой точки до основания перпендикуляра линии Дкр время кратчайшего сближения судов tкр.
15) Полученные значения Дкр и tкр записать на маневренном планшете.
16) Соединить точку F с 6-ти минутной точкой прямой, получим 6-ти минутный вектор цели Vц, направленный в 6-ти минутную точку, обозначить его Vц.
17) Используя параллельную линейку и измеритель определить истинные курс и скорость судна-цели А, сделать записи на маневренном планшете;
18) Нанести упрежденную точку (рекомендуется 12-ти минутную с учетом времени набора информации (tн.и. = 6 мин., решения задачи tр.з. = 3 мин. и выполнения маневра tм = 3 мин) и провести из нее пунктирными линиями касательные к окружности радиуса Дзад. Получим ОЛОДы, по которым должны перемещаться эхо-сигналы судна при выполнении маневра. При отвороте вправо ОЛОД пройдет слева от судна и наоборот.
19) Из 6-ти минутной точки провести линии параллельные ОЛОДам в противоположном направлении для определения сектора опасных курсов (СОК), за пределы которого нужно вывести конец вектора Vн для решения задачи расхождения. Если точка F находится в пределах СОК, решить задачу расхождения уменьшением скорости невозможно.
20) Выбрать эффективный маневр расхождения на безопасном расстоянии, причем изменение курса и/или скорости должно быть достаточно большим, чтобы оно было замечено встречным судном. Маневр отворота, в общем случае вправо, должен быть не менее чем на угол 30-45º, а уменьшение скорости должно быть не менее, чем на половину.
Комбинированный маневр изменением курса и скорости на практике применяется редко из-за ухудшения управляемости судна при снижении скорости.
Согласно требованиям Правила 19 МППСС-72 «… насколько это возможно следует избегать:
- изменения курса влево, если другое судно находится впереди траверза и не является обгоняемым;
- изменения курса в сторону судна, находящегося на траверзе или позади траверза»;
- а также следует принимать во внимание ограничения РЛС, из-за которых эхо-сигнал судна слева может на экране не наблюдаться.
Ввиду невозможности согласованных действий кораблей (судов) в условиях ограниченной видимости правила расхождения даются в МППСС не в категорической форме, а в виде рекомендаций. В соответствии с Правилом 19 п. судно, обнаружившее с помощью радиолокатора другое судно, должно прежде всего определить, существует ли опасность столкновения. «Если имеются сомнения в отношении наличия опасности столкновения, то следует считать, что она существует» (Правило 7 п. «а»).
Выбор маневра для избежания чрезмерного сближения зависит от ситуации. Маневр может предусматривать изменение курса, скорости, а также того и другого одновременно. Изменение курса и скорости должно быть значительным. Небольшие последовательные изменения курса и скорости создают затруднения в истолковании радиолокационной информации на встречном судне. Под изменением скорости следует понимать ее уменьшение или остановку машин, так как увеличение скорости в условиях ограниченной видимости противоречит Правилам.
Изменения курса влево при нахождении другого судна впереди траверза, если это судно не является обгоняемым;
Изменения курса в сторону судна, находящегося на траверзе или позади траверза.
Место своего корабля К считают в центре планшета;
По пеленгам и дистанциям, измеренным радиолокатором через 1-2 мин, наносят на планшет не менее двух мест цели;
Через полученные точки М1, М2, М3 проводят линию относительного движения ЛОД1;
Из центра планшета на ЛОД1 опускают перпендикуляр КС1, длина которого является кратчайшим расстоянием расхождения с целью DKV.
Если DKp больше Dоз, угрозы чрезмерного (опасного) сближения нет. Дальнейших расчетов и маневров не потребуется до тех пор, пока цель не изменит курс или скорость.
Если DKp меньше Dоз, производится определение ЭДЦ:
Из точки К откладывают вектор скорости своего корабля VK;
Рис. 18.1. Анализ обстановки, определение ЭДЦ и расчет маневра расхождения с одиночной целью на маневренном планшете
Время сближения с целью на кратчайшее расстояние
Маневренный планшет кладут на стол и согласовывают масштаб неподвижных кругов дальности (НКД) с окружностями планшета;
На окружностях планшета надписывают дистанции и выключают НКД;
Проводят линию курса корабля на планшете (считая свой корабль в центре) и совмещают его с отметкой курса изображения;
Закрепляют планшет и наносят на него начальные места наблюдаемых целей;
Через 1-2 мин наносят на планшет не менее двух-трех мест каждой цели;
Проводят линии относительного движения каждой цели.
По расположению ЛОД и величине DKp выявляют цели, с которыми возможно чрезмерное сближение. Дальнейшую обработку информации для расчета ЭДЦ можно производить, как указано выше. Для ускорения получения ЭДЦ молено применять следующий прием:
Планшет с нанесенными местами целей сдвигают назад по курсу на величину пройденного кораблем за время наблюдений расстояния;
Наносят новые отметки целей, сдвигая каждый раз планшет назад по курсу на величину пройденного расстояния;
Соединив прямой места целей, получают направление вектора истинной скорости каждой из них, направленной от предыдущих точек к последующим;
Величину векторов истинной скорости рассчитывают, как обычно, через пройденное расстояние и время наблюдений.
Указанный способ менее точен, чем предыдущий, но позволяет быстрее оценить обстановку при встрече с несколькими судами.
При наличии в РЛС режима истинного движения имеется возможность непосредственно с индикатора получать ЭДЦ и быстро обнаруживать их изменение. Однако на индикаторе, работающем в режиме истинного движения, определение DKp и Tкр затруднено, поэтому для точного определения этих величин необходимо переходить на режим относительного движения.
Определение ЭДЦ на картах крупного масштаба (1:50 000; 1:25 000) производится в сложных в навигационном отношении районах, где расчет маневра расхождения только на планшете может привести к выбору опасного курса. В этом случае штурман имеет возможность вести прокладку за себя и за цель в абсолютном движении без отрыва от навигационной обстановки. В случае применения автопрокладчика появляется возможность иметь текущие координаты своего корабля для ведения прокладки за несколько целей и наглядно наблюдать ситуацию.
Основные недостатки способа: невозможность быстро определить опасность столкновения; кратчайшее расстояние до цели DKp непосредственно из прокладки получить нельзя; на карте можно нанести только точку пересечения истинных курсов. Поэтому одновременно с прокладкой в абсолютном движении анализ обстановки и расчеты на расхождение рекомендуется производить на маневренном планшете посредством приставки «Пальма» с проверкой расхождения на карте.
Рассчитывают и наносят на ЛОД1 упрежденную позицию цели Vц; величина М3Мц = Vрtц, где tц=2--4 мин, в зависимости от натренированности оператора;
Из точки Мц проводят касательную к окружности планшета, соответствующей заданному расстоянию D03 и борту расхождения; получают новую линию относительного движения цели ЛОД2;
Строят два новых скоростных треугольника, для чего из конца вектора Vм проводят в обратном направлении линию, параллельную ЛОД2 (на рис. 18.1 показана пунктиром), до пересечения с окружностью планшета, соответствующей VK;
Из полученных двух векторов КК" и КК" выбирают тот, при котором вектор относительной скорости Vp будет больше по абсолютной величине и курс КК" быстрее приведет к расхождению с целью.
Аналогично производится расчет маневра изменением скорости хода. После поворота на рассчитанный курс (изменения скорости хода) наблюдения за целью продолжаются и производится контроль маневра путем нанесения мест цели на планшете. Если места цели ложатся на линию ЛОД2, маневр выполняется правильно. Если места цели М5, М6, М7 ложатся на линию ЛОД3, параллельную ЛОД2, это означает, что поворот начат раньше рассчитанного времени и что расхождение произойдет на расстоянии, большем D03. Изменение направления ЛОД, т. е. смещение мест цели в одну сторону, свидетельствует об изменении ЭДЦ, что потребует новых расчетов.
DKp определяется с точностью 2-3 каб;
Ткр определяется с точностью около 2 мин;
Курс встречного судна определяется с точностью 5-10°, сокорость - от 0,5 до 1 уз.
Расчет, маневра расхождения производится на маневренном планшете, как указано выше. Вычислительное устройство позволяет имитировать выбранный маневр (заранее «проиграть» его) и оценить возможные результаты, при этом ЛОД высвечивается на экране индикатора.
Основные варианты расхождения с одиночной целью приведены в § 23.11.
Наиболее рациональным является расчет с построением секторов опасных относительных курсов (COOK), предложенный О. Г. Моревым. Расчет маневра предлагаемым способом производится следующим образом (рис. 18.2):
С обнаружением на экране встречных судов (цели № 1, 2, 3) ведут за каждое из них относительную прокладку на маневренном планшете;
Проведя ЛОДи ЛОД2 и ЛОД3, выявив опасность чрезмерного сближения с одной или несколькими целями, определяют их ЭДЦ (VМ1, VМ2_ и VМ3);
По цели с максимальной относительной скоростью (сближение с которой на Dкр произойдет раньше) назначают момент ее прихода в упрежденную позицию и наносят на этот момент упрежденные позиции каждой цели 1Mц, 2МЦ, ЗМЦ;
Из упрежденной позиции каждой цели проводят касательные к окружности Dоз, определяя опасный сектор (ОС) каждой цели;
В конце каждого вектора истинной скорости цели Vм1, Vм2, Vм3 строят сектор опасных относительных курсов;
Для безопасного расхождения со всеми целями одновременно изменяют свой курс или скорость так, чтобы конец своего вектора скорости VK располагался вне пределов COOK.
Рис. 18.2. Расчет маневра расхождения с несколькими целями одновременно на маневренном планшете
* В режиме автосопровождения точность определения пеленга и дистанции РЛС «Океан» на расстояниях до 16 миль составляет 0,5-0,7° и 30-40 м соответственно.
Вперед
Оглавление
Назад
Обработка радиолокационной информации включает определенную последовательность действий:
. наблюдение и обнаружение целей;
. глазомерную оценку опасности радиолокационной ситуации
сближения и отбор целей для радиолокационной прокладки;
. радиолокационную прокладку - определение элементов
движения цели и параметров ситуации сближения;
. расчет маневра расхождения;
. контроль за изменением радиолокационной ситуацией во
время маневра до полного расхождения судов.
Наблюдение и обнаружение целей. Использование РЛС наиболее эффективно, если радиолокационное наблюдение ведется постоянно. В открытом море постоянное наблюдение следует вести на шкалах среднего масштаба 8-16 миль с периодическим просмотром обстановки на шкалах как более мелкого, так и более крупного масштабов. В стесненных водах постоянное наблюдение обычно ведется на шкалах крупного масштаба с периодическим обзором обстановки на мелкомасштабных шкалах.
Глазомерная оценка радиолокационной ситуации. Глазомерная оценка является обязательным этапом обработки радиолокационной информации и позволяет при большом количестве целей отобрать для прокладки опасные и потенциально опасные цели. Глазомерная оценка производится по следу послесвечения, который остается на экране РЛС за эхо-сигналом цели и представляет собой предыдущую траекторию относительного сближения судов. Мысленным продолжением следа послесвечения за эхо-сигналом цели получается линия относительного сближения (ЛОД), по которой определяют дистанцию кратчайшего сближения Д кр.
Глазомерную оценку опасности столкновения можно использовать только тогда, когда судоводитель понимает принцип построения треугольника скоростей, т.е. имеет достаточный навык работы на маневренном планшете .
При глазомерной оценке радиолокационной ситуации для выделения потенциально опасных целей, которые становятся опасными при маневре собственного судна и цели, чрезвычайно важно четко представлять направление разворота ЛОД, которое происходит в результате этих маневров.
Все возможные схемы перемещения эхо-сигналов охватывают
следующие три начальные ситуации.
1. Эхо-сигнал перемещается параллельно курсовой черте нашего
судна - это может быть встречное судно, обгоняемое судно, обгоняющее судно или неподвижная цель:
. при изменении скорости одного или обоих судов параллельность
перемещения эхо-сигнала сохраняется;
. при изменении курса нашего судна ЛОД разворачивается в сторону, противоположную стороне разворота;
. разворот ЛОД (следа послесвечения), если наше судно не маневрировало, указывает на изменение курса цели в сторону разворота;
. эхо-сигнал неподвижной цели всегда перемещается параллельно
линии курса нашего судна.
2. Эхо-сигнал перемещается не параллельно курсовой черте:
- через начало развертки - существует опасность столкновения;
- через курсовую линию нашего судна - цель пересекает наш
курс;
- по линии, проходящей по корме нашего судна, - наше судно
пересечет или уже пересекло курс цели:
. при изменении направления или скорости перемещения эхосигнала, если наше судно не маневрировало, глазомерно нельзя
сделать однозначного вывода о виде маневра цели. Вид маневра
можно установить только с помощью радиолокационной прокладки;
. разворот нашего судна в сторону эхо-сигнала цели приводит к
развороту ЛОД от кормы к носу нашего судна;
. уменьшение скорости нашего судна приводит к развороту ЛОД
от кормы к носу нашего судна;
. увеличение скорости нашего судна приводит к развороту ЛОД от
носа к корме нашего судна;
. отворот нашего судна от эхо-сигнала не позволяет глазомерно
оценить эффективность этого маневра (уменьшается относительная скорость сближения, увеличивается t кр и в результате
может произойти резкое изменение направления ЛОД, определяемое только при радиолокационной прокладке).
3. Эхо-сигнал не перемещается - судно-сателлит:
. появление следа послесвечения параллельно курсовой черте -
изменение скорости одного или обоих судов;
. изменение курсов одного или обоих судов вызывает появление
следа послесвечения, не параллельного курсовой черте.
Радиолокационная прокладка . Относительная прокладка - выполняется на маневренном планшете путем построения векторного треугольника скоростей. С использованием относительной прокладки легко можно определить элементы движения цели и параметры ситуации сближения. Поэтому она является основным методом, используемым на практике.
Главное, что интересует судоводителя при обнаружении объекта на экране радиолокатора - насколько опасна наблюдаемая цель.
Степень опасности оценивается по двум критериям:
1. Д кр - дистанция кратчайшего сближения - минимальное расстояние, на которое цель может приблизиться к нашему судну, если
никто не будет изменять элементы своего движения (курс и скорость);
2. t кр - интервал времени до точки кратчайшего сближения - интервал времени от момента получения последней точки цели, на основании которой строится линия относительного движения ЛОД, до момента приближения цели на кратчайшее расстояние к нашему судну.
Чем меньше Д кр, тем более опасной является приближающаяся цель. Но нельзя оценивать степень опасности только по дистанции кратчайшего сближения. Не менее важными факторами являются скорость сближения и запас времени, которым располагает судоводитель, чтобы предпринять маневр и разойтись на безопасном расстоянии. Так ситуация обгона, как правило, менее опасна чем расхождение на встречных (пересекающихся) курсах, даже если Д кр в первом случае меньше, чем во втором.
Суть относительной прокладки заключается в том, что за центр системы координат мы принимаем наше судно, которое помещаем в центр планшета, а цели наносим на планшет в соответствующие точки по пеленгу и дистанции, измеренных при помощи РЛС.
Пошаговые действия для оценки ситуации:
1. в центр планшета наносится вектор скорости нашего судна, равный 6-ти минутному отрезку (например, скорость нашего судна
15 узлов, откладываем по курсу 1, 5 мили);
2. делаются замеры пеленга и дистанции встречного судна;
3. в таблицу записываются данные измерения и на планшет наносится первая точка – А1;
4. в полученную точку параллельно переносится и "втыкается
"
вектор скорости нашего судна;
5. через 3 минуты повторяются пункты 2-3, наносится вторая точка А2. Приближенно оценивается ситуация сближения;
6. еще через 3 минуты повторяются пункты 2-3, наносится третья
точка А3;
7. соединив точки А1 – А2 – А3, получаем линию относительного
движения – ЛОД;
8. из начала нашего вектора скорости строим вектор V в, который
является вектором истинной
скорости и курса встречного судна;
9. перпендикуляр, проведенный из центра планшета к ЛОД определяет Д кр (в нашем случае Д кр = 1,7 мили). Величину t кр находим, откладывая по ЛОД отрезки, равные V 0 до Д кр (здесь, примерно, укладывается 1,5 V 0 , т.е. t кр = 1,5 х 6 мин = 9 мин);
10. принимается решение по выбору маневра расхождения.
Рис. 13.14. Построение треугольника скоростей
1. Необходимо на ЛОД нанести упреждающую точку У - положение
цели в момент начала нашего маневра. Обычно это 3-х минутный
интервал (расстояние А1 – А2).
2. Из точки У проводим касательную к окружности, величина которой соответствует заданной дистанции расхождения (здесь 3 мили).
3. Полученную прямую ожидаемой линии относительного движения
ОЛОД переносим параллельно самой себе в точку А3.
4. ОЛОД «отсекает» часть вектора нашего судна. Отрезок от начала
вектора до точки пересечения с ОЛОД откладываем на векторе в
центре планшета. Это и есть новая скорость нашего судна, необходимая для расхождения на заданной дистанции.
5. Снижение скорости необходимо начинать заранее – до наступления момента У, с тем, чтобы в этот момент судно уже имело новую
скорость.
Рис. 13.16. Маневр расхождения скоростью
Маневр расхождения скоростью применим для судов водоизмещением до 20000 тонн. В любом случае, при выполнении маневра расхождения необходимо учитывать маневренные характеристики судна.
При выборе маневра расхождения с опасной целью, когда на экране наблюдаются эхо-сигналы других судов, необходимо учитывать те из них, ситуация сближения с которыми может ухудшиться в результате выбранного маневра. Такие опасные суда определяются глазомерно по направлению разворота ЛОД при предполагаемом маневре. Особенность радиолокационной прокладки в этом случае заключается в необходимости одновременного ее ведения для всех потенциально опасных судов. Как правило, на планшет наносится полный анализ ситуации до момента окончания маневра и возвращения к исходным параметрам движения вашего судна.
Метод графической прокладки
Графическая прокладка дает более точную информацию о ситуации судов и выполняется на маневренном планшете М-78 (рис 212)
Задача на расхождение состоит из: 1) нанесения начальной ситуации на планшет и построения треугольников скоростей векторов относительной скорости;
2) оценки ситуации опасного сближения (столкновения) с судами, эхо-сигналы которых наблюдаются на экране РЛС, путем расчета времени кратчайшего сближения /кр, пересечения /"ер, дистанции кратчайшего сближения DKр и выявления их реальной и потенциальной опасностей;
3) выбора и обоснования маневра, выделения судов, с которыми необходимо расходиться;
4) расчета выбранного маневра с помощью графического перестроения векторных треугольников начальной ситуации;
5) расчета момента начала маневра (с учетом маневренных элементов
Судна), выбирается упрежденное время (3 или 6 мин), дистанция расхождения, время расхождения и дистанция отхода от своего первоначального курса за время маневрирования;
6) нанесение ожидаемой линии относительного движения (ОЛОД) и последующий контроль за перемещением судна-цели (наблюдаемого судна).
Рассмотрим подробно процесс решения задачи на расхождение с помощью графической (радиолокационной) прокладки на маневренном планшете.
1. Для удобства расчетов интервал времени принимает 3 или 6 мин, т е. 1/20 или 1/10 ч.
2. Строим на планшете из его центра вектор курса и скорости VL нашего
судна.
Рис. 213. Решение задачи на расхождение с помощью графической прокладки
Рис 214 Определение потенциальной опасности и местоположения судна, для расхождения с которым требуется произвести расчет маневра
3. С появлением на экране РЛС эхо-сигналов определяем их пеленги и дистанции и наносим на планшет.
4. Через равные интервалы времени (3 или 6 мин) в прежней последовательности наносим следующие точки и после их соединения получим векторы относительной скорости.
5. При этих векторах строим векторные треугольники, для чего Vc своего судна из центра планшета переносим в первую точку L Соединив начало своего вектора Vc со второй точкой 2, получим вектор скорости наблюдаемого судна W
6. Линию, соединяющую точки 1 и 2, продлим за центр планшета, получим ЛОД.
Оценка ситуации заключается в определении степени опасности столкновения судов. Находим кратчайшее расстояние DKp, опуская перпендикуляр из центра планшета до ЛОД и точку пересечения курса судна-цели Dnep, для чего проводим из центра планшета линию, параллельную вектору скорости У" суд-на-цели до пересечения с ЛОД
Выявление потенциальной скорости судов можно осуществить двумя способами:
1) проигрываем маневр нашего судна (Vc) или судна-цели (V") и определяем по изменению ЛОД и Vo возможный переход из потенциальной опасности в реальную. Изменение курса, скорости или комбинированный маневр нашего судна вправо ухудшает ситуацию с судном "б". В данном случае маневр необходим с судном "б" (рис. 214);
2) использованием особенностей перемещения эхо-сигналов в относительном движении на экране РЛС, что было подробно разобрано при визуальном методе оценки ситуации.
Для выбора и обоснования вида маневра проигрывают все возможные его варианты: изменение курса, скорости или того и другого одновременно При этом учитываются все факторы, сопутствующие плаванию в условиях ограниченной видимости, навигационных особенностей района плавания, МППСС-72 и маневренных возможностей своего судна и возможного маневра судна-цели. Судоводитель должен стремиться к безопасному расхождению приемлемым вариантом Расчет маневра можно производить при помощи палетки и линейки. Он сводит к минимуму графическую работу по одному-двум судам. На рис. 215 выполнен расчет маневра для безопасного расхождения изменением своего курса вправо. Положение упрежденных точек не оказывает влияния на методику расчета с использованием векторных треугольников начальной ситуации. Следует всегда помнить, что момент упрежденной точки есть условный момент окончания маневра.
Момент начала маневра своего судна рассчитывается с учетом маневренных элементов судна (инерция, торможения, поворотливость и т. д.).
Рис. 215 Расчет маневра для расхождения изменением курса вправо; расчет выполнен с судном "б"
В векторном треугольнике судна "а" вектор нашей скорости поворачиваем вправо на рассчитанный угол. Получаем новый вектор относительной скорости Vo и соединяем точку _2 с концом повернутого вектора Vq. Параллельно вектору относительной скорости V"o из упрежденной точки проводим ОЛОД судна "а". Упрежденная точка берется за один и тот же интервал времени. После этого можно определить время расхождения судов tpicx и дистанцию отхода D0тх от курса нашего судна (см. рис. 215).
Для расчета используем новый вектор относительной скорости W Дистанция отхода рассчитывается на планшете. Для этого на линии нашего нового курса, проложенного из центра планшета, откладываем расстояние, которое пройдет наше судно за время расхождения. Затем из полученной точки опускаем перпендикуляр на линию первоначального курса. Отрезок этого перпендикуляра будет дистанцией отхода от курса в масштабе планшета.
Результат маневрирования контролируется с помощью ОЛОД. На планшет наносится не только ОЛОД судна, относительно которого рассчитан маневр, но и других судов, которые представляют потенциальную опасность. Эти линии ожидаемого относительного движения проводятся для контроля за развивающейся ситуацией после маневра, чтобы своевременно обнаружить маневр других судов, а также в случае допущенных ошибок в расчетах и графических построениях.
Из вышеизложенного видим, что оба метода взаимосвязаны и дополняют друг друга, обеспечивают решение задач на безопасное расхождение судов с помощью РЛС в условиях ограниченной видимости.
На некоторых судах над экраном РЛС установлен зеркальный планшет. Это вспомогательное устройство, являющееся беспаралаксной оптической системой. Преимущество зеркального планшета в том, что он дает возможность вести графическую прокладку, не прерывая наблюдения на экране РЛС.
Периодически повышая квалификацию, судоводители морского флота проходят тренировочные учения по решению задач на радиолокационных тренажерах.
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯVн
вектор скорости нашего судна
Vв, Vц
вектор скорости встречного судна (объекта наблюдения) ,вектор цели
Vо
вектор относительной скорости
Vн
скорость нашего судна
Vв, Vц
скорость встречного судна (объекта наблюдения), скорость цели
Vо
относительная скорость
ИКн
истинный курс нашего судна
ИКц(ИКв) истинный курс встречного судна (объекта наблюдения, ЦЕЛИ))
ИП
истинный пеленг встречного судна (объекта наблюдения)
КУ
курсовой угол встречного судна (объекта наблюдения)
Д
дистанция до встречного судна (объекта наблюдения)
ЛОД
линия относительного движения
ОЛОД
линия ожидаемого относительного движения
У
точка упреждения
Дкр
дистанция кратчайшего сближения судов
Тi
судовое время наблюдений
Ткр
судовое время прихода судов в точку кратчайшего сближения
Ту
судовое время точки упреждения
Трасх
судовое время, когда после выполнения маневра расхождения наше судно может
вернуться к первоначальным элементам движения
tу
треугольника до момента точки упреждения
tкр
интервал времени от момента взятия последней точки для построения скоростного
треугольника (либо от точки упреждения, если предполагается совершить маневр) до
момента прихода судов в точку кратчайшего сближения
tрасх
интервал времени от момента точки упреждения до момента, когда после выполнения
маневра расхождения наше судно может вернуться к первоначальным элементам
движения